После занятия Ташкента войсками под командованием генерала Черняева, Российская Империя прекратила дальнейшие военные операции в Средней Азии. Во взаимоотношениях с соседними ханствами был сделан стратегический выбор в пользу мирного сосуществования. Местная российская администрация с одобрения Санкт-Петербурга начала налаживать с ханствами, прежде всего с Бухарой, мирный диалог. Генералом Черняевым было даже отправлено посольство к Эмиру Бухарскому из нескольких чиновников и офицеров. Но Эмир, раздраженный появлением на своих границах России, мира не хотел. Русские посольство бухарцами было арестовано. В Ташкентской области стали массово появляться бухарские лазутчики с целью поджечь восстание против Российской власти. Попытка военного похода против Эмира с целью принудить оного к освобождению посольства и прекращению попыток возбудить новых российских подданных на восстание против власти, организованного Черняевым, потерпела неудачу, что ещё больше увеличило дерзость Эмира. Летом 1866 года сорокатысячное войско бухарцев вторглось в Российскую Ташкентскую область. Но под Ирджаром было наголову разгромлено генералом Романовским . Романовский преследуя разбитого противника сумел взять и несколько приграничных бухарских крепостей в их числе Ходжент. После этого поражения напуганный Эмир освободил русское посольство, но на мирные предложения Российской администрации опять ответа не дал.
Российской администрации управляющей Туркестаном стало окончательно понятно что добиться полного мира и спокойствия на вновь приобретённых территориях будет возможно только после полного разгрома Бухарского Ханства.
В сентябре 1866 года в Ходжент стали стягиваться русские войска предназначенные для действий в глубине Бухарских владений. Под командованием генерала Романовского был собран отряд в 20,5 рот пехоты, 5 сотен казаков и 30 орудий. Для движения отряда было стянуто большое количество лошадей, верблюдов, арб и телег. Путь экспедиции пролегал по незнакомой местности, где, может быть, даже не ступала нога европейца. Карт местности, естественно, не было, а добиться какой то внятной информации от местных сартов не было никакой возможности. Сарты или откровенно врали, или так путанно всё объясняли что даже не понятно было какое расстояние приходилось между разными пунктами. Поэтому всё необходимое, начиная от продовольствия, боеприпасов и кончая запасной одеждой и кормом для лошадей постарались взять в обоз.
20 сентября 1866 года рано утром русский отряд двинулся в Бухарскую землю. Общее направление движения было на крепость Джизак. Вытянувшийся в линию на более чем 4 версты, русский отряд, сначала медленно, потом всё более набирая тепм движения, пошёл по выгоревшей степи. В безводной азиатской степи задерживаться никак нельзя. Причиной тому редкие источники воды когда на участок в 50-70 вёрст может быть только один колодец. Поэтому что бы не изнурять людей и животных жаждой, переходы от колодца к колодцу должны быть форсированными.
Не за что зацепиться взгляду русского солдата в однообразной выгоревшей степи. Только холмы маячат слева от колонны , и покажутся иногда несколько высоких тополей растущих у небольшого кишлака. Кишлаки как правило пустые. Жители при приближении отряда бросают их и уходят в горы, забрав с собой всё что могут унести и увезти. Что не могло быть унесено- поджигается, что бы не досталось ненавистным "урусам".
23 сентября отряд стал втягиваться в холмистую местность, Стали появляться группы растущих тополей- верный признак крупного населённого пункта. "Это Ура-Тюбе" пронеслось по колонне.
Бухарская крепость Ура -Тюбе, он же город, как и все туркестанские крепости имела глиняную стену в несколько саженей высоты и глубокий ров перед нею. Внутри крепости располагались три цитадели. Остальную часть крепости занимали сакли жителей. Часть города находилась снаружи крепостных стен.
Русский отряд расположился в нескольких верстах от крепости. Генерал Романовский отправил к гарнизону парламентёра (киргиза) с ультиматумом о сдаче. Ультиматум был защитниками Ура-Тюбе отклонён, причём парламентёр едва не был ими зарублен. Только природная ловкость помогла киргизу уклониться от удара саблей.
К 27 сентября Ура-Тюбе был окружен со всех сторон. 27-29 числа были проведены подробные рекогносцировки на предмет штурма крепости. Определены места для артиллерийских батарей и скрытные подходы к ним. На совещании в штабе разгорелся спор между ответственными лицами каким способом производить штурм стен. Ветераны -туркестанцы на основе своего опыта доказвали что штурмовать стены нужно с помощью лестниц, так как пробить бреши в них из пушек не получится. Артиллерийские снаряды, проникая вглубь глиняной стены, не ведут к её разрушению, доказывали они. Другая же часть офицеров-новаторов вооруженная новейшими знаниями по военному делу, утверждала что если расположить орудия не далее как в 100 сажень от стены, если использовать гранаты и прицельно бить в нужное место, то вполне можно сделать брешь в стене вызвав обрушение кладки. Генерал Романовский принял компромиссное решение. Штурм будет осуществляться четырьмя колоннами- двумя через бреши и двумя по лестницам.
К 1 октября ( по ночам) в нужных местах были устроены две бреш-батареи и на них скрытно размещены орудия, и были изготовлены лестницы для штурма стен. Днём 1 октября артиллерийским огнём были проделаны две бреши в стенах крепости. Что бы исключить ликвидацию проломов защитниками орудия всю ночь вели огонь картечью по брешам. С утра 2 октября ударные роты россиян пошли на штурм. Несмотря на ожесточённое сопротивление противника россияне, с минимальными потерями, быстро захватили бреши и проникли внутрь крепости. Через некоторое время сарты здесь прекратили организованное сопротивление и спасая свою жизнь стали прыгать со стен наружу и попытались скрыться в горах. Но наткнулись на заблаговременно выставленные казачьи заслоны. Началась рубка окончательно потерявших самообладание бухарцев. Побросав оружие обезумевшие от страха сарты заметались между крепостной стеной и казачьей цепью. Некоторые попытались вернуться опять в крепость, но натыкались здесь на штыки стрелков штурмовой колонны. Некоторые пытались проскочить между казаками... Вот три сарта, сбросив туфли и подобрав полы халатов, уже позади казаков бегут к спасительному оврагу. Один из казаков, заметив беглецов, пускается в погоню. Три раза над головой казака сверкает шашка и три пёстрых кучи неподвижно лежат на земле.... Артиллеристы бреш-батареи, оставшиеся без дела после захвата пехотой пролома, с увлечением смотрят на казачью охоту.... Человек сорок сартов, сбившись в толпу около стены, с ужасом смотрят на приближающихся казаков. Артиллеристы с жаром просят разрешения у офицера ударить по толпе картечью-отличная цель! Офицер не разрешает- казаки уже близко- можно ненароком поразить своих...
Проломы были захвачены русскими достаточно легко , но у колонн штурмовавших крепостную стену с лестниц дела были хуже. В одной колонне, когда на стене уже находились командир роты и пять стрелков сломалась лестница. Россияне вынуждены были вшестером отбиваться от сотен неприятелей. Спасло группу то, что они заняли оборону в проёме городских ворот и обеспеченные в флангов стенами, встречали врага на узком фронте только перед собой. Вызволили их из западни только тогда, когда снаружи сломали ворота. Вторая колонна по лестнице взобравшись на стену, увидела, что параллельно наружной стене идёт вторая стена (не заметная снаружи крепости) образуя узкую улицу. Спустившись с первой стены солдаты наткнулись на многотысячную толпу бухарцев окруживших их со всех сторон. Ошибкой россиян было то, что они не ударили на сартов в штыки, которые те не выдерживали, а завязали с ними перестрелку надеясь на свои нарезные штуцеры. И хоть у бухарцев ружья были несравнимо хуже чем у россиян , но они на один штуцерный выстрел отвечали десятью своими. В следствие этих непредвиденных обстоятельств и ошибочной тактики ведения боя эта штурмовая колонна понесла наибольшую потерю из всех -до 150 убитых и раненных. Помощь этой, попавшей в беду, колонне пришла от их товарищей проникших внутрь крепости через пролом в стене и зашедших противнику в тыл.
В целом после проникновения русских внутрь крепости бухарцы потеряли боевой дух и уже почти не сопротивлялись. Картины бойни внутри города живописует российский офицер видевший всё своими глазами с крепостной стены. "В настоящую минуту город представлял оживленную картину. Но оригинально и отрадно было это оживление. По улицам видны были кучки бегущих Сартов, мужчин и женщин, и солдаты их преследующие. Огоньки от выстрелов блистали там и сям. Со всех сторон раздавалось хлопанье ружей. Сбор давно уже протрубили, но не скоро можно было собрать рассыпавшихся по всему городу солдат, разгоряченных победой и рядом кровопролитных сцен. Что делать: это оборотная сторона медали. Избежать этих сцен, этого бесполезного кровопролития невозможно. Нельзя остановить наши малочисленные роты, когда они преследуют тысячные толпы Сартов, потому что именно это бурное движение вперед и дало им победу над сильнейшим неприятелем. Если бы Бухарцы могли опомниться и дать отпор, они раздавили бы нас своею численностью."
Русские потеряли в штурме бухарской крепости Ура-Тюбе 17 убитых и 210 раненных, бухарцы более 2000 убитых. Россиянам достались большие трофеи.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Источники: "Русское знамя в Средней Азии" Исторический вестник №6 1899 г.
Зиновьев. М. " Осада Ура-Тюбе и Джизака"