Найти в Дзене
bez.conceptualno

«Единый единою чертой», Клод Меллан Veil of Veronica, Claude Mellan

Гравюра в переводе с французского слова «graver» означает вырезать, создавать рельеф. Сам же термин подразумевает под собой разновидность графического искусства и полиграфической технологии, основанная на гравировании печатной формы, результатом чего становится черно-белое или цветное изображение.

Техника гравюры является одной из старейших в графическом изобразительном искусстве. Первые упоминания о ней датируются 6-7 веком. Сначала их изготавливали в Японии и в Китае, затем гравюра дошла и до Европы, к концу 14 века.

В России же гравирование на дереве появилось в одно время с книгопечатанием примерно во второй половине XVI века и получило характер чисто прикладного искусства.

Первым экземпляром русской гравюры историки считают изображение евангелиста Луки, выполненного в качестве приложения к первой, напечатанной по царскому повелению в Москве, книге Апостол в 1564 году.

Классическая же гравюра, выполненная на отдельных листах, появилась гораздо позже, во второй четверти XVII столетия, и то в самом незначительном количестве. Целых же книг, состоящих из картинок, гравированных на дереве всего три- это изображения из Книги Бытия, вырезанные гравером Ильею (1-я половина XVII века), Апокалипсис, вырезанный киевским гравером Прокопием (1649-1662) и лицевое изображение Книги Бытия и Апокалипсиса, вырезанные московским гравером Василием Коренем (1696).

Завоевать популярность у практикующих европейских графиков техника смогла к 15-му веку, получив широкое распространение в среде книгопечатания. Основным преимуществом гравюры была доступность в силу дешевизны материалов для ее выполнения. Конкретно в книгопечатании использовали ксилографию-гравюру на дереве, и резцовую гравюру на металле.

Сюжеты работ не отличались широким разнообразием. Чаще всего за основу брались религиозные мотивы с отсылками к античной мифологии, а также представления о видах далеких стран, портреты правителей, светских и религиозных личностей, писателей и художников. В гравюре мастера выполняли открытки и календари, и что удивительно чертежи и исторические эскизные заметки о памятниках древности.

Гравюра проста для восприятия человека, в ней нет ничего лишнего. Но если начать более пристальное и глубокое изучение работы, можно понять, что она полна намеков и метафор, имеющих тайный смысл послания, что являлось некой средневековой традицией.

Рис. 1.Альбрехт Дюрер, Битва ангелов, 1498

Время шло, художники совершенствовались и появлялось все большее количество различных техник, одной из которых стала манера нанесения параллельных линий. Варьируя ширину и плотность штриха, гравер контролировал тон работы и делал ее объемной. Этой техникой пользовался один из самых точных граверов своего времени Клод Меллан.

-2

Рис. 2. Клод Меллан, автопортрет, 1635

Клод Меллан, французский рисовальщик, гравер и художник, родился 23 мая 1598 в Аббевилле в семье таможенника. Получил теологическое образование в Collège des Mathurins в Париже. Первая известная гравюра была выполнена к диссертации художника, датируемая 1619 годом. Историки искусствоведы до сих пор не могут точно указать, кто были первыми учителями автора, но ранние гравюры, как полагают, показывают влияние Леонара Готье.

Мастерству рисовальщик обучался у таких мастеров как Франческо Вильямена и Симон Вуэ. Меллан начал карьеру с небольших портретов с натуры, затем перешел на гравюру, разработав простой и естественный стиль, который в дальнейшем будет характерен для всей его творческой карьеры.

Многие из его гравюр в Риме были репродуктивными, в том числе, например, рисунки Пьетро да Кортона и Джанлоренцо Бернини . К немногим, созданным по его собственным эскизам, относятся Святой Франциск де Поль (Préaud № 77) и Кающаяся Магдалина (Préaud № 113). Таблички, выгравированные Мелланом в Риме, в большинстве своем выполнены в традиционной манере.

1637 год примечателен возвращением художника из Экс-ан-Прованса в Париж, где он впервые применяет созданную технику, состоящую из параллельных линий, регулирующих тон за счет изменения ширины и плотности.

Через 12 лет, в 1649, отточив свое мастерство, Меллан создает бриллиант своей карьеры- гравюру «Лик Христа», так же известную за рубежом как Сударием Святой Вероники, а в России «Единый единою чертой».

-3

Рис. 3.«Единый единою чертой», Клод Меллан

Примечательность работы заключается в том, что она создана посредством единственной линии переменной толщины, движущейся по спирали. Она начинается с кончика носа Христа и направляется по часовой стрелке. С помощью этой техники автор с удивительным выражением и точностью вырисовывает все части лица Христа. Линия заполняет все пространство листа, вплоть до надписи FORMATUS UNICUS, NON ALTER- Единый единою чертой, неповторимый. Этой фразой Меллан бросает вызов тем, кто захочет повторить его работу, показывая, что ему не будет равных.

Старея, автор перестал повторять свой же успех. Его техника ослабла и уже не была такой точной, как в молодости. Клод Меллан умер 9 сентября 1688 в возрасте 90 лет в результате несчастного случая.

Долгое время никто не пробовал превзойти мастера. Спустя несколько столетий в России появился неизвестный художник, сумевший сделать ручную копию знаменитой работы.

Уникальная по технике исполнения гравюра с изображением Христа в терновом венце. Используя в качестве подручного инструмента лишь циркуль, мастер изобразил на гравюре спиралеобразный лик Иисуса, оставляя путем разного нажима толстые и тонкие линии, сделав при этом всего 166 оборотов. Автор стремился передать в своем произведении идею единства Божества, поэтому внизу сделана надпись: "Единый единою чертою"

-4

Рис. 4. "Единый единою чертой", работа неизвестного автора

Если сравнивать работу неизвестного и Клода Меллана, нужно отметить, что гравюра второго выполнена более качественно. В работе Меллана цвет и контрастность равномерны, в то время как у неизвестного некоторые спиралевидные кольца выделяются, что создает неравномерность цвета.

Так же работа русского гравера имеет более точную геометричность линий, где они следуют параллельно друг за другом, что говорит о желании автора сделать «идеальную» копию, в отличие от работы француза, которая исполнена волной и изгибами.

В 21 веке гравюра живет до сих пор и техника единой черты в том числе. Прекрасным современным примером являются работы хорватского художника Паоло Черича. Автор не использует традиционной техники гравюры, а выполняет свои работы в дизжитал формате, то есть отрисовывает все на компьютере. Но это совершенно не умоляет красоты создаваемых им произведений. Работы Черича все также способны завораживать взгляд смотрящего как и гравюры его коллег, напечатанные несколько столетий назад.

-5

Рис. 5. Изображение, выполненное единой непрерывистой линией от Паоло Черича

Я считаю, что все представленные работы заслуживают внимания и являются произведениями искусства. Каждому из мастеров можно присудить звание гения, одному за создание потрясающей техники, оставившей уникальный след в мире графики, другим за смелость и мастерство, позволившее выполнить точнейшую копию работы великого мастера и создавать новые произведения всего одной непрерывистой линией.