Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Саломея — одна из самых популярных женских образов Библии для европейской живописи. История о том, как на пиру у Ирода Антипы его племянница Саломея блистательно исполнила танец семи вуалей, за что восхищенный царь обещал выполнить любое ее желание, вдохновляла художников, особенно в период Эпохи Возрождения, когда появилось множество картин на эту тему. Как известно, девушка с удовольствием воспользовалась данным ей правом и попросила голову Иоанна Крестителя. Он обличал беспутство Иродиады, матери Саломеи, и девушка была полна желания отомстить.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Чаще всего в картинах на эту тему, написанных, в том числе, великими художниками, показывали тот момент, когда Саломея держит в руках блюдо с головой Иоанна. Ужасная сцена, в которой художники любили изображать спокойное, порой безмятежное, лицо красивой девушки на контрасте с искаженным болью лицом мертвого Крестителя. Реже изображали танцующую Саломею. Беноццо Гоццоли совместил в своей картине два сюжета — большую ее часть занимает сцена танца, где Ирод от восхищения прижимает руку к сердцу, притом все присутствующие одеты по моде XV века. Кстати, и пиршественный стол удивительно аскетичен, зато изящен.
Второй сюжет, разворачивающийся слева за перегородкой, показывает момент казни. Иоанн Креститель смиренно принимает свою судьбу, что вообще-то не очень соответствует его неистовому характеру.
В канонических Евангелиях история смерти Иоанна в связи с Саломеей и Иродиадой рассказывается только у Марка и Матфея. При этом имя девушки не упоминается. То, что ее звали Саломеей, написано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Историки не сомневаются, что она была реальной исторической личностью. Более того, известны некоторые подробности ее биографии. Она была дважды замужем, в первом браке не имела детей, зато второй брак, с царем Армении Аристобулом, принес троих сыновей. Изображения Саломеи можно видеть на древних армянских монетах. В общем-то, обычная жизнь девушки из царской семьи.
Но вот ее роль в казни Иоанна и танец на пиру вызывают у историков большие сомнения. Дело в том, что в иудейской традиции танцы начинались во второй части пиршества, когда сытые разгоряченные гости требовали зрелищ. Перед ними выступали профессиональные танцовщицы, которые в те времена фактически приравнивались к женщинам легкого поведения. В любом случае, эти танцы воспринимались как что-то не очень пристойное, и женщины, присутствовавшие на пиру, покидали его перед началом танцев. Совершенно немыслимо допустить, чтобы царская племянница осталась, нарушив все приличия, и тем более танцевала сама. Разве что это был какой-то уникальный случай.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении