Найти тему
Украина.ру

Зеленский возвращается в НАТО

  © Фото : Пресс-служба президента Украины
© Фото : Пресс-служба президента Украины

Вы таки спросите, а как можно вернуться в НАТО, не будучи его членом? И мы таки ответим, что можно — если чуть-чуть и понарошку. Ведь пресловутое «членство Украины в НАТО» пока что существует только в виде риторической фигуры. Но появление и исчезновение этой фигуры (как пресловутого «призрака» в «Манифесте коммунистической партии») говорит о многом.

Вы таки спросите, а как можно вернуться в НАТО, не будучи его членом? И мы таки ответим, что можно — если чуть-чуть и понарошку. Ведь пресловутое «членство Украины в НАТО» пока что существует только в виде риторической фигуры. Но появление и исчезновение этой фигуры (как пресловутого «призрака» в «Манифесте коммунистической партии») говорит о многом.

21 ноября Владимир Зеленский выступил перед Парламентской ассамблеей НАТО, поздравив её с девятой годовщиной начала Революции достоинства (что, в общем-то, правильно — не украинцев же поздравлять с этим успехом НАТО в самом-то деле). Видимо именно празднование Дня свободы и достоинства обусловило странное завершение речи — вместо привычной нацисткой кричалки «Слава Украине» почему-то последовало «Пусть живёт свобода».

Зеленский сразу взял быка за рога и указал «партнёрам» их настоящее место: «Украинцы наполнили мощной жизненной силой то, что многим стало казаться лишь бюрократической формальностью. Украинцынаполнили новой энергией флаг Европейского Союза.Мы объединили как Евросоюз, так и НАТО». И дальше — «сейчас, когда мы защищаем наши с вами ценности не просто на площадях и улицах, а на поле боя в полномасштабной войне, очевидно, насколько несправедливым и противоестественным было отчуждение Украины от Европы. Украина должна стать полноправным членом ЕС и НАТО. Я призываю вас поддержать наши заявки на членство в ЕС и Альянсе!»

Кроме этого, последовал ряд более частных требований:

— принять украинскую «формулу мира», а поскольку реализация этой формулы предполагает капитуляцию России, то:

— объявить Россию страной-террористом (что было сделано);

— ограничить экспортные цены на российские энергоресурсы;

— ввести девятый санкционный пакет Евросоюза;

— обеспечить Украине полную защиту неба — правда не так, как это мыслилось изначально, через объявление НАТО бесполётной зоны, а путём поставок систем ПВО и ПРО Украине.

О чём идёт речь, в общем-то, понятно. Если ЕС и НАТО — действительно объединение вокруг идей и ценностей, то они обязаны принять Украину, поскольку украинцы сейчас гибнут во имя идей и ценностей ЕС и НАТО. Если вы против — значит вы хотите превратить эти организации в бюрократические структуры. А принятие Украины придаст этим структурам новые силы, сделает их более агрессивными в смысле несения идей и ценностей и т. п. За это, разумеется, надо платить, но идеи того стоят.

Зеленский действительно возвращается в ЕС и НАТО и не в качестве жалкого просителя, как Порошенко, а в силе и славе «лидера мировой антипутинской коалиции». И бросает ЕС и НАТО вызов — если вы действительно объединены вокруг идей и ценностей, то вы обязаны принять нас.

Вызов сильный, но тут есть несколько рисков.

Во-первых, важной частью идей и ценностей являются двойные стандарты. В частности — быдлу нечего делать в одном помещении (читай, организации) вместе с приличными леди и джентльменами. В соответствии с этой идеей и ценностью, Зеленского надо было бы послать пасти гусей, но… это неприлично. В силу тех же двойных стандартов быдлу не полагается говорить, что оно быдло. Не говоря о том, что это просто опасно — быдло может обидеться и начать действовать не в интересах хозяев.

Во-вторых, если быть до конца честными, то от тех идей и ценностей, которые несёт в Европу Украина, Запад решительно отмежевался в 1945 году. И не то чтобы эти идеи Западу в принципе разонравились, но именно в такой форме они были сочтены устаревшими и уже не способствующими решению актуальных политических и экономических задач. И даже если сейчас наступило время реабилитации этих идей, не под диктовку же Львова это делать, в конце-то концов?

В-третьих, для значительной части Европы отказ от тёплой и ламповой бюрократической сущности ЕС и НАТО является отказом от привычного комфортного существования. Украина и так раздражает европейцев необходимостью мёрзнуть во имя абстрактно понятых идей.

Проявлением этих соображений стало давление на официальный Киев с целью заставить его смягчить позицию и на протяжении последнего времени (если быть точным — с 8 ноября) мы это смягчение наблюдали: Зеленский согласился на переговоры с Путиным и притушил пронатовскую риторику. Например, в выступлении на заседании G20 он только ограничился упоминаем, что если бы Украина была членом НАТО, то война бы не началась.

Первый момент можно рационально объяснить — заставив Россию напрямую говорить с Украиной, России указывают её место. Недостойна она договариваться с подлинными хозяевами жизни. Пусть общается со слугами слуг. Хотя для Зеленского это и оскорбительно — он-то себя видит президентом мира (не мира как отсутствия войны, а мира как всей Земли).

Со вторым моментом сложнее — вопрос о членстве Украины в НАТО в принципе решён, но:

— оно должно проходить в условиях, которые будут исключать втягивание НАТО в конфликт с Россией из-за Украины (хотя на примере Польши мы знаем, что достаточно намекнуть властям члена НАТО, что они не получат поддержки в рамках 5-й статьи Североатлантического договора, и их амбиции как-то резко тухнут);

— оно мешает даже временно договориться с Россией (т. е. вступление всё же должно быть оформлено только с согласия России — в смысле, быть одним из пунктов её капитуляции);

— оно ни в коем случае не должно проходить в условиях диктата Киева.

Если кратко, то Украина в НАТО вступит, но без Зеленского.

Понятно, что Зеленского это не устраивает, и он решил сыграть на противоречиях внутри Запада. Тем ведь тоже единства нет и «партии дипломатии» противостоит «партия войны». Важную роль в этой «партии» играет, если не является её лидером в принципе, Великобритания. И тут трудно не увязать резкое выступление Зеленского перед парламентской ассамблеей НАТО с визитом в Киев Риши Сунака.

Кстати, об идеях и принципах. Сунак — уже третий с начала года британский премьер, посетивший Киев. И эта история наглядно показывает, как работает демократия и сменяемость власти на Западе. Народ меняет премьеров как перчатки, но политический курс от этого не меняется. Замечательную иллюстрацию подобрал Владимир Корнилов: «Лондон не знает, где взять недостающие 3 млрд фунтов в год для поддержания системы государственного здравоохранения. Читаю новости о поездке Сунака в Киев — он там хвастался, что Лондон в этом году поставил Украине 3 млрд фунтов на войну». Народовластие, говорите? Ну-ну…