После посещения мемориала в Чехове наша группа поехала в село Стремилово. Здесь проходил Стремиловский рубеж обороны. Вот ещё видео.
Группа посетила музей Боевой славы (музею более полувека!) в Стремиловской школе и возложила венки к двум памятникам-братским захоронениям.
Вот идём в музей. Почти все фото с галереями, листайте!
Во дворе школы бюст герою Советского Союза выпускнику этой школы Платонову Константину Петровичу:
Школа носит его имя:
Школу, я так понимаю, открыли специально для нашей группы. Прекрасные люди, настоящие педагоги работают в этой школе. Мы сняли верхнюю одежду в школьной раздевалке и попали в спокойный и доброжелательный мир Стремиловской школы, где нет суеты, толкотни, дефицита помещений. Кажется в этом же здании находится и детский сад, но это не точно. Тоской по детству и настоящим учителям, к которым всегда можно прибежать после уроков и поделиться новостями, спросить про домашку веет от стен этой удивительной школы. Стены украшены панно и картинами, а двери расписаны по тематике дисциплин (в галерее ещё фото поделок и работ):
Нас встретила директор музея Антона Григорьевна Трифонова. Антонина Григорьевна, уроженка Стремилова -- образец преданности своему делу, человек огромной души, сразу располагает к себе. Её слушали затаив дыхание (в галерее ещё фото):
Рассказала о лётчике Платонове, о том, как нашли в советское время его однополчанина (через передачу "Пионерская зорька"). Рассказала о дочери лётчика-героя Платонова, об их поездке в Мурманск (?) по местам боёв героического отца и ученика Стремиловской школы.
В следующей части я пишу о Музее Трудовой и Боевой Славы Серпуховского завода "Металлист" и его директоре Надежде Владимировне Алексеевой. Так вот Надежда Владимировна рассказывает, что племянник Платонова работал на заводе, а сейчас работает его сын по фамилии Макушин (?). Они с мамой ходят на Бессмертный полк с фотографией своего Героя
(Здесь будет их фото)
В музее ведётся летопись, начиная с 50-х гг !!!
Вот фото Константина Петровича Платонова:
Когда-то в пионерлагерях и школах -- везде велись такие летописи. Всё время задаюсь вопросом: где-то эти летописи сейчас? (особенно из пионер-лагерей). А в Стремиловской школе всё сохранено, летопись музея можно полистать, а вы, читатель, листайте галерею:
Музей необыкновенно интересный. Чтобы внимательно всё изучить, необходимо минимум три часа. Но мы были меньше часа, но даже за это время все успели проникнуться атмосферой тех мест. Кажется именно в этом музее, а может в следующих, которые посетила группа, было сказано, что в Стремилове и соседних деревнях и сёлах после войны всё было в таких "железках" -- настолько ожесточённые велись бои. "Идёшь -- поднимешь железку, идёшь дальше". Надо заметить, что жители Стремилова были эвакуированы -- так сказала Антонина Григорьевна.
В галерее ещё фото:
В Стремиловском музее можно посмотреть и почитать письма с фронта, в галерее ещё три фото с письмами, это подлинники, не копии, и никто не запрещает листать!:
Стены музея, в галерее ещё фото:
Бои и герои, листайте галерею
Дальше группа прошла к братской могиле села Стремилово. Антонина Григорьевна прочитала замечательные стихи (вроде бы Леонова, но не точно):
Антонина Григорьевна рассказала, что захоронения можно определить по берёзам, которые сажали учителя Стремиловской школы. Очень хорошо видно "возраст" захоронений. Все похороненные опознаны, все фамилии указаны на плитах. Возложили цветы, в галерее ещё фото:
(Дальше информация будет правиться, неточные цифры!) Изначально похоронено 103 защитника Рубежа, после 30 и ещё 20 (12?) похоронены недавно, совсем недавно на 9 мая 2022 приезжали потомки из Московской области, Нижегородской (и ещё откуда-то). Антонина Григорьевна рассказала, что родственников разыскивают, но некоторые отказываются приехать, ссылаясь на безденежье. Меня покоробила эта информация. Как можно не приехать на могилу к своему родственнику, родной душе, к своему герою, жизнь положившую для Отечества, как можно в принципе так поступить?! Одни всю жизнь ищут своих без вести пропавших или братские могилы, а тут... К сожалению, очень много людей, которым на всё всё равно. Тридцать лет безвременья отложили чёрный отпечаток на души многих. Память жива в том числе благодаря энтузиастам старшего поколения, педагогам, их просветительскому дару и безудержной инициативе и непреклонности.
"Задохликов нет, -- сказала Антонина Григорьевна, -- у нас всё серьёзные люди". Поисковики продолжают поднимать солдат.
(Дополнение от 17.04.2025. За этот абзац один комментатор стал оскорблять - мол, у родни нет денег, а москвичи все олигархи, а у автора статьи - "знаний - 0". Поэтому отвечаем: Это репортаж о поездке. Журналист отразил то, что видел и слышал. Это не научное исследование. И если комментатора "убивает" (по его выражению) такой взгляд о посещение родственниками могилы, то нас "убивают" такие комментарии - комментатор даже не представляет, сколько сил и желания было приложено активистами Стремилова, чтобы спустя полвека, и даже больше, поднять и опознать. Безусловно, у родственников, могут быть причины - болезнь или страшная нищета, когда живёшь на воде и хлебе и бомжуешь, но такая ситуация встречается не так уж часто, бедный человек никогда не признается, что нет денег на поездку, а вот безразличный, бесстыдный и бездушный - что угодно расскажет, лишь бы никуда не ехать. Не всё меряется деньгами и их отсутствием - есть ещё понятия за денежной чертой, понятия долга, благодарности и сохранения памяти. Именно этим занимаются активисты, нередко натыкаясь на стену равнодушия, раздражения и даже агрессии, в том числе со стороны всем недовольной либерально настроенной мещанской хамоватой публики, к коим этот комментатор и принадлежит.)
Дальше группа проехала к памятнику у деревни Леоново -- это совсем рядом:
14-15 ноября 1941 года -- самые трагические дни для этой земли, сказала Антонина Григорьевна, ровно 81 год назад здесь велись ожесточённые бои. Фашисты занимали эти деревни, их надо было выбить.
Антонина Григорьевна знает каждый метр земли: что где было. У мемориала сохранилась стена школы. Антонина Григорьевна несколько раз повторила, что здесь была школа и она не была разрушена, как говорят многие. После войны в 1947 году вернулся в эту школу контуженый учитель Черкесов (Чермисов) Николай Николаевич. И она работала. После было зернохранилище. Остатки той стены:
Вот отсюда:
"Войска 17 стрелковой дивизии перед началом наступления располагались на опушке леса. От деревень Леоново и Тунаево их отделял огромное поле, как бы понижавшееся в сторону деревень. Все поле было покрыто свежевыпавшим снегом высотой около полуметра. Недалеко от Леоново, почти в центре поля, стояла маленькая кирпичная школа. После выхода на поле советские войска оказывались как на ладони. Утром 14 ноября началась артиллерийская подготовка. Белоснежное поле покрылось черными воронками от разрывов снарядов. Советские артиллеристы подавили огонь двух фашистских батарей.
Красноармейцы при поддержке танков 26 бригады быстро продвигались к деревням.
К тому времени фашистские захватчики без боя покинули Леоново и Тунаево. Однако на подходе к школе наши бойцы напоролись на засаду. Несколько фашистов засели в подвале школы, пробили в кирпичной кладке амбразуры и били в упор из крупнокалиберных пулеметов.
Пехотинцы забросали школу противотанковыми гранатами. Но в овражке перед школой осталось лежать очень много наших солдат. "
Бои за Леоново и деревню Тунаево были настолько кровавые, что местных жителей по весне, когда стал сходить снег, обязали захоранивать тела. Местные жители с ужасом это вспоминают, а медальоны использовали не по назначению -- например, как игольницы. Антонина Григорьевна показывает в сторону, где был дом, о котором ещё её мама запретила спрашивать -- что там было во время боёв.
Леоновское поле по прежнему молчит и хранит в своей земле останки защитников, остатки окопов и блиндажей, вот здесь есть про бои, в галереях фото полей с остатками окопов и блиндажей:
В Леоново приезжала одна из дочерей бойца 17 Дивизии НО. Это был большой сибирский род Морозовых. Дочери бойца не стало 3-4 года назад, сказала Антонина Григорьевна. Она показала в пространства с редким пролеском -- там была деревня-размахайка, с одной стороны слободы. Деревни Мелихово (Марково?) и Тунаево перестали существовать, но сейчас в Тунаево по программе молодой семьи дают земли Калужской губернии.
Александр Анатольевич заметил, что на Стремиловском рубеже воевали 3 тысячи ополченцев 17 ДНО (?)
(А по штату дивизия 13000). До сих пор не могут найти, где захоронен командир 26-ой танковой бригады Левский. (?)
Возложили цветы. Минутой молчания почтила наша группа память защитников Леоновского поля и Стремиловского рубежа :
Следы окопов,
Блиндажа остатки,
Стена кирпичная
Из времени того,
Где жизни все отдали без остатка
Леоновское поле — не быльё.
Здесь тени до сих пор бойцов тех бравых
Дрались до вздоха до последнего они
Стрелки. Бригада танков
Дело правых
Захватчиков сожгут в аду огни.
Навеки вечно прокляты фашисты
Сравняли жизнь с землёй простых людей
Деревни не ожили. Страшно мыслям
А ведь могли цвести, расти они!
Знак доблести и славы здесь недавно
Чиновник всё ж одобрил -
И печать. Леоновское поле. Бой тут главный
Поплакать хочется и после помолчать.
Антонина Григорьевна у стелы рассказала, что в 2014 году удалось уговорить Московскую область за счёт чеховского бюджета похоронить 20 чел (?). В 2007 году было перезахоронение, все фамилии известны. В 2017 году Леоново и Стремилово признаны объектами воинской доблести, что добавило финансирования -- сделаны дорожки и облагорожен монумент. У памятника действительно очень красиво. Пространства Леоновского мемориала как бы двухступенчатые (хотя никаких ступеней нет, есть дорожки из плиток): стела, а дальше верхотура школы (сейчас памятник). Подход в два этапа как бы символизирует несколько этапов боёв по освобождению поля от фашистских захватчиков, переход поля от нас противнику и обратно.
Часть первая. Формирование дивизий народного ополчения. Чехов
Часть вторая. Стремиловская школа (музей) и Стремиловский Рубеж Обороны, Леоновское поле
Часть третья. Памятник Воину-Освободителю на Соборной горе Серпухова
Часть четвёртая. Павловка
Часть пятая. Малеево поле
Часть шестая. Таруса. Торжественный вечер
Часть седьмая. Памятник генералу Ефремову
Часть восьмая. Кузьмищево. ВолковскОе
Часть девятая. Протвино. Рубеж обороны
Часть десятая. Кремёнки
Часть одиннадцатая. Высокиничи. Школьный Музей Боевой
Часть двенадцатая. Жуков