Уже много лет существует такое понятие как лизинг/аренда битов. Однако до сих пор далеко не все понимают, что это такое, и уж тем более не понимают какую им лицензию выбрать при покупке понравившегося инструментала. Я, как опытный битмейкер и по совместительству исполнитель, постараюсь разъяснить все моменты на эту тему и ответить на наиболее часто возникающие вопросы.
Уже много лет существует такое понятие как лизинг/аренда битов. Однако до сих пор далеко не все понимают, что это такое, и уж тем более не понимают какую им лицензию выбрать при покупке понравившегося инструментала. Я, как опытный битмейкер и по совместительству исполнитель, постараюсь разъяснить все моменты на эту тему и ответить на наиболее часто возникающие вопросы.
«Basic» лицензия или MP3.
В первую очередь при выборе необходимо отталкиваться от конкретных потребностей и возможностей. Если у вас в кармане 500 рублей, скопленных за месяц на экономии карманных денег, нет смысла заморачиваться монетизацией на всех платформах и вникать во все технические аспекты музыкальной индустрии. Смело покупайте самую дешевую лицензию (например, mp3 или wav), записывайте свою хитяру и отправляйте всем своим друзьям и потенциальным слушателям, а также выкладывайте в группу VK и снимайте много видосов в тик ток и instagram. В этом случае вы можете позволить себе вполне качественный инструментал от талантливого автора, но при этом сэкономите денег, немного уступая в качестве звучания и в возможности коммерческого использования. Для этого собственно и придумана аренда/лизинг битов. Нет смысла гнаться за полными правами на бит для полноценного коммерческого использования везде где только можно за 500-3000 рублей, лишь бы он был только у вас эксклюзивным, во что бы то ни стало. На первых этапах вам главное писать как можно больше работ, так сказать «в стол», дабы найти своё звучание, набраться опыта и собрать хоть какую-то небольшую базу слушателей и подписчиков.
«Trackout» лицензия (Wav, про, премиум, безлимит).
Со временем аудитория будет расти, вы будете развиваться и ваши требования повысятся как к качеству звучания, так и к форме ваших релизов. Когда вы уже собрали как минимум несколько сотен или тысяч верных слушателей, которые ждут с нетерпением вашего релиза и делятся им со своими друзьями, тогда имеет уже смысл задуматься и разобраться как всё работает, и какая лицензия вам подходит больше. Одни лейблы и дистрибьюторы принимают без проблем лизинговые биты, регистрируют их на стриминговых сервисах. Другие берут в работу только исключительную лицензию («Эксклюзивные права»). Здесь важно понимать, что любой лизинг подразумевает определенные ограничения в использовании, даже если лицензия называется «Безлимитной», но далеко не все сталкиваются с этими ограничениями на практике. Каким-то артистам просто везёт и их треки «живут» спокойно на всех площадках и собирают монетизацию достаточно продолжительное время, а какие-то просто «не доросли» до того уровня, когда их как-то могут напрячь проблемы с монетизацией музыки или ещё чего-то. Например, самый популярный в нашей стране сервис “Boom”, который занимается монетизацией музыки VK, официально принимает только Исключительную лицензию (Эксклюзивные права), но на практике очень многие монетизируют треки с лизинговыми битами и не сталкиваются с какими-либо проблемами. Если же допустим на их треке появляется чужая обложка, это возможно решить через тех. поддержку VK. Однако не факт, что вы при этом будете реально собирать монетизацию со своего трека, но этого исключать тоже нельзя. На сколько я понимаю данный сервис не совершенен и порой даже не стабилен, но постоянно развивается и улучшает свои системы. На платформах ITunes, Apple Music, Google Play, Spotify, Яндекс Музыка и т.д. проблем с треками под лизинговые биты не возникает. То есть если вы артист с аудиторией, но не метите в топ чарты, на радио, ТВ, планируя монетизацию клипа на YouTube с огромным количеством просмотров, тогда спокойно развивайтесь дальше, приобретая лизинг по дорожкам (Про/Премиум или Безлимит). Учитывайте при этом, что в случае чего, приоритетное право конечно же у обладателя Исключительной лицензии. Про/Премиум лицензия (у всех разные названия) и безлимитная, как вы уже поняли по названию, отличаются чаще всего только в лимитах продаваемых копий и прослушиваний на стриминговых сервисах.
Контролируется битмейкерами это количество не всегда, но есть определенные инструменты проверки, которыми это сделать возможно и в случае грубых нарушений, автор всегда может изъять ваш трек с платформ. Поэтому если не хотите заморочек и проблем, лучше покупать сразу Безлимит.
«Эксклюзивные права».
Ну и наконец Эксклюзивные права (Исключительная лицензия) - подходит для всех профессиональных артистов, которые в свои треки вкладывают не маленький рекламный бюджет и метят как раз на все платформы без каких-либо ограничений. Так же лицензия подойдёт всем, у кого есть деньги и кто не хочет совсем вышесказанным заморачиваться.
Итак, подытожим кратко:
⁃ Базовая или mp3 лицензия подходит новичкам и всем, кто не профессионально занимается музыкой, больше пишет для себя или «в стол».
- Wav лицензия даёт чуть больше прав и уже в принципе можно использовать частично коммерчески, но получаете бит одним файлом и всё же уступаете в качестве. Ну и в большинстве случаев коммерческое использование довольно ограниченное.
⁃ Премиум/Про аренда и Безлимит подойдут артистам, которые уже больше чем любители, но еще не зарабатывают больших денег на музыке, не попадают регулярно в топ чарты, на радио и не метят туда в самое ближайшее время, и не обладают возможностью приобрести крутой дорогой бит в Эксклюзив.
⁃ Эксклюзивные права (Исключительная лицензия) подходит тем кто зарабатывает на своей музыке достаточно, а так же имеет потребность без каких либо ограничений разместить свои композиции где угодно и на любых условиях. Так же лицензия подходит для тех у кого просто достаточно денег и нет необходимости заморачиваться с лизингом.
P.S. В данной статье я лишь высказал своё личное мнение и свой взгляд на нынешнюю картину происходящего в музыкальной индустрии. Я могу ошибаться и уж тем более не знать конкретно всех нюансов и условий всех авторов. Каждый из них индивидуально определяет условия своих лицензий и может менять их. Поэтому просьба не судить строго. Однако очень надеюсь, что статья поможет разобраться молодым и развивающимся артистам в целом, как всё это устроено и как работают большинство битмейкеров в странах СНГ на данный момент.