Святослав Всеволодович
От Ростова до Юрьева, стоящего на суздальском ополье, 130 км. Это всего полтора часа езды на автомобиле. В городе, основанном как и Переславль –Залесский Юрием Долгоруким, мы планировали посмотреть Михайло-Архангельский монастырь, Георгиевский собор и памятник основателю города Юрию Долгорукому.
Навигатор вывел нас к торговым рядам, построенным в центре города еще в 19 веке. Запарковались без проблем. Первое, что я заметил – это состояние автомобилей, которые стояли вокруг. Они были старые и ржавые. Рядом стояли пожившие, но гордые, мужики. На обшарпанных зданиях торговых рядов висела выцветшая на солнце реклама на английском языке. С помощью интернета я узнал, что площадь называется Советской. Вот такое оно – Золотое кольцо России!
Оглядевшись, мы отправились к стенам Михайло-Архангельского монастыря, на территории которого действует историко-архитектурный музей.
Музей за вход на территорию денег не берёт, только за осмотр экспозиций. Одна из жемчужин - Церковь Георгия Победоносца из села Егорье (18 век).
Собор Архангела Михаила (конец 18, начало 19 века) по-монастырски прост и без претензий на архитектурную уникальность. В нем находится рака с мощами святого благоверного Святослава Всеволодовича, первого удельного князя города Юрьева.
Немного о князе и его семье
Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо, ходил против волжских булгар, мордвы, помогал новгородцам сдерживать притязания тевтонцев, ездил со своим сыном Дмитрием в Орду. В 1230—1234 годах в Юрьеве-Польском был построен Георгиевский собор. Князь Святослав не только сам был архитектором Георгиевского собора, но также руководил строительством и других белокаменных, в том числе Богородице-Рождественского собора 1222-1225 гг. в Суздале.
После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Последние дни своей жизни святой князь прожил богоугодно, в посте и молитве, чистоте и покаянии. Скончался 3 февраля 1252 года. Тело его было положено в построенном им соборе святого великомученика Георгия. Мощи святого благоверного великого князя Святослава были вновь обретены в 1991 году и положены в Свято-Покровском храме города Юрьева-Польского. 16 февраля 2020 года мощи перенесены в Михайло-Архангельский монастырь.
Супруга — княгиня Евдокия Давыдовна Муромская, дочь князя Муромского Давыда Юрьевича и его супруги княгини Февронии (в монашестве Евфросинии), которые являются почитаемыми святыми Петром и Февронией, покровителями семьи в России.
Свою жену Евдокию князь Святослав отпустил в 1228 году в Борисоглебский монастырь близ Мурома, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём же была похоронена, останки находятся там и сейчас.
Единственный сын великого князя – Дмитрий, в 1255 году участвовал в походе великого князя Александра Ярославича Невского против новгородцев, а в 1267 принял монашеский постриг. Дмитрий умер в 1269 году и был похоронен в соборе Архангельского монастыря Юрьева.
Не позднее XVII века началось почитание князей Юрьевских — Святослава Всеволодовича и его сына Дмитрия. Память Дмитрия отмечалась в Юрьеве-Польском 3 (16) февраля, его мощи находились в гробнице в Георгиевском соборе. Судьба мощей Дмитрия неизвестна, гробницы Дмитрия и Святослава после 1917 года были уничтожены. В конце XX века церковное почитание Дмитрия возобновилось, а его имя в 1981 году было включено в Собор Владимирских святых.
Побродив по небольшой но уютной территории, нам захотелось подняться на колокольню. Оказалось, что сделать это не так просто. Вход на колокольню – это не дверь, а невысокий проём в стене. Потом надо подниматься по очень узкой и крутой лестнице. Два человека здесь точно не разойдутся. На середине подъема в башне разместилась одна из экспозиций музея. Ее нельзя пройти мимо, если кто-то спускается сверху. Пока осматриваешь экспозицию монашеской кельи, люди спускаются вниз и проход вновь открыт.
На колокольне мы увидели признаки жизни монастырской братии – огород и полюбовались видами старого русского города. Открывшиеся виды природы были прекрасны, а виды города вызывали печаль. «Погибаю, но не сдаюсь» – этот набор сигнальных флажков русского флота, поднятый Рудневым на крейсере «Варяг» при вступлении в бой с японской эскадрой, не раз мне мерещился при путешествии по Золотому кольцу.
Нельзя не отметить попытки музея сохранить уходящую старину. Особенно запомнились наличники, развешанные, в проемах между окнами, прямо на здании музея.
Георгиевский собор
Михайло-Архангельский монастырь стоит на улице 1 мая. Здесь же «доживает свой век» Свято-Троицкий собор, выстроенный специально для мощей благоверного великого князя Святослава III Всеволодовича и сына его схимонаха Димитрия, которые были перенесены сюда в апреле 1916 года из Георгиевского собора.
Вначале я был даже удивлен, зачем такой внушительный собор поставили рядом с уникальным храмом 13 века. Но познакомившись с его историей, стало ясно почему.
Белокаменный Георгиевский собор, сооруженный Святославом Всеволодовичем в 1230-1234 годах находится на территории древнего детинца (кремля) в кольце древних земляных валов XII веков. Когда он открылся моему взгляду, я был сражён его великолепием и своим незнанием русской истории. Вообще, нам с супругой повезло, что с нами была Елизавета, которая в прошлом году сдала ЕГЭ по истории на 98 баллов и лучше нас ориентировалась в князьях и памятниках архитектуры древней Руси.
Википедия сообщает, что на стенах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов.
Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона.
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом, зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов.
Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках.
В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1962 и 1980-х годах.
В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
В 2017 году стал доступным архив реставратора Петра Барановского, посвятившего исследованиям Георгиевского собора почти сорок лет. Эти документы дают представление о первоначальном облике памятника и оказывают большую помощь в разработке программы по его спасению (воссозданию). По состоянию на май 2019 года Георгиевский собор, являющийся памятником федерального значения, из-за стремительного разрушения уже нуждался в срочной реставрации.
Первые туристы, которых я заметил возле собора, были пожилые иностранцы. Я вначале даже удивился, но потом подумал, много ли памятников 13 века осталось еще по миру. Может это русисты - специалисты по Северо-Восточной Руси, пронеслось у меня в голове.
Мы обошли его вокруг и побывали внутри. Работник музея показал нам изображение слона на фронтоне храма. Сейчас понятно, что это была не забава, а указание на раритет.
На обратном пути мы подошли к памятнику Юрия Долгорукого и в приподнятом настроении поехали в Суздаль.