ЭСРЕЛЬ - в современной научной и иной литературе, через призму Чувашской Народной Мифологии, воспринимается и трактуется, как - дух смерти; ангел смерти; а в Чувашскую Народную Религию (ВЕРУ) и Мифологию, ЭСРЕЛЬ якобы проник, через арабо-мусульманскую культуру (от арабского АЗРАИЛ - "ангел смерти"). Мы же, будучи в своих исследованиях не зависимыми от идеологии, политики властей и РПЦ, христианской религии (т.е. авраамической религии, уходящей корнями в ИУДАИЗМ), должны отметить и то, что древнейшее "прачувашское" понятие и трактовка ЭСРЕЛЬ за тысячелетия заметно трансформировалось, и не без участия "заинтересованных" лиц (попы, миссионеры, политики, зависимые ученые и т.д.). До появления заимствованного из ислама Шуйтана, в Чувашской Истинной Вере ипостась Шуйтана (как Главное Зло, противостоящее Турă/Торă), выполнял именно ЭСРЕЛЬ (притом в понятии - ДЬЯВОЛ). Поэтому и в этнографической литературе первой половины XVIII века (когда насильственная христианизация чуваш только начиналась), зафиксирован как "ЭЗРЕИЛИ" со значением "ДИЪЯВОЛ" (Дмитриев, 1960, 287). Поэтому, наш мудрый Чувашский народ, во времена насильственной (кровью и мечом) христианизации обозначал Чуждую - ЮТĂ /иудей/, ЭЗРЕИЛИ /израиль/ религию, как религию СМЕРТИ /вилĕм/, имея духовную и генетическую память об исходе части своих Предков, с "Земли Обетованной". Саму Церковь, чуждой - ютă, эсрель религии, наши мудрые предки назвали, как - ЧирКÿ (Чир Кÿреть - несет Болезни Душевные). Душа это Чун, а как мы знаем, другое обозначение Эсрель у Чуваш, это - "ЧУН ИЛЛИ" (т.е. забирающий, пожирающий Души). Чун Илли - Дъявол (выражение - "продать Душу Дьяволу") и "пожирает" /в философском и мировоззренческом понимании/ Человеческие Души. Чăвашсем, упрăр Таса Чунусене!