Найти в Дзене

Почему нас пугают?

Страшно ли мне от всех этих откровенных угроз и публичной демонстрации возможности причинить вред? Конечно, страшно, бояться – это нормально, особенно когда тебя специально пугают. Тут ничего особо интересного нет, обычная реакция психики на поступающие извне сигналы. Гораздо интереснее, как мне кажется, вопрос – а зачем нас пугают? В чем смысл всех этих действий, в чем их подоплека и чего они таким образом от нас хотят добиться?

Чего добиться, немного понятно – чтобы притихли, испуганные, перестали действовать, обсуждать, вообще выводить на поверхность реальности актуальную повестку. Им, очевидно, очень хотелось бы, чтобы актуальная повестка в реальности продолжала существовать, а в общественном дискурсе исчезла совсем, как будто ее никогда и не было. И все, что с ней связано и еще будет связано, будто бы и не существует. И вот это вот желание является, как мне кажется, весьма любопытным.

Почему? Потому что явное желание убрать повестку из общественного дискурса говорит о том, что повестка становится (или изначально была) довольно деструктивной. Что все эти постоянные обсуждения и вообще уже сформировавшаяся привычка жить с этим фоном не приносят для организаторов повестки никакой пользы, а даже немного вредят. Что не получается у общества оставаться безмятежным и спокойным, что оно, это общество, начинает потихоньку бурлить и вопросы разные задавать.

Вторая любопытная вещь в стремлении купировать обсуждение повестки – в очевидно отсутствующем желании купировать саму повестку. Ведь, казалось бы, нет ничего проще – уберите эту повестку из реальности, и обсуждение рано или поздно сойдет на нет, неизбежно появятся новые важные темы. Но нет – убирать ее из реальности явно пока никто не стремится. Но и понимать, что реальность всегда так или иначе прорывается сквозь искусственно созданный морок, там отказываются.

coub.com
coub.com

Что тут еще довольно примечательно? В мыслительной парадигме, где страх является действенным инструментом для изменения поведения людей, все обстоит совсем не благополучно. Вот вы вспомните, когда вы сами кого-то в последний раз пугали, если такое было? Все правильно – вы пугали кого-то только тогда, когда сами были страшно напуганы. Например, когда учили ребенка не уходить с чужими людьми, не садиться в машины к незнакомым и даже знакомым людям, если это не родители, не подбирать с земли странные предметы, не ходить в гости к малознакомым «друзьям» и так далее.

Говоря обо всем этом ребенку, даже очень взвешенно и спокойно, вы точно никак не могли его не напугать, даже если это не было вашей целью. Но вам пришлось это сделать, потому что только таким образом вы могли как-то сами рационализировать и обуздать свой собственный страх, что-то с ним сделать. И точно так же мы в любой ситуации пугаем кого-то, потому что нам самим очень страшно – как бы переносим свой страх, как икоту в известной присказке, на других людей, потому что для нас эта икота уже стала невыносимой.

Человеку, который сам остается совершенно спокойным, уверенным в себе и не испытывает никакого страха, и в голову не придет кого-то пугать. «А если он испытывает удовольствие, пугая других?» - возможно, возразите вы. Да, такое бывает, но и это удовольствие, как мне кажется, тоже связано с собственным личным страхом – удовольствие такой человек получает не от страха других людей самого по себе, а от того, что его собственный страх при этом отступает глубже внутрь и чувствуется не так остро.