Десятки стран мира, расположенных в холодных областях планеты, имеют в своем фольклоре или мифологии сказания об этих существах. Называют их по-разному, но суть одна: Снежный человек, Йерен, Саскватч, Уродливый Снеговик, Йети, Чучуна.
Дыма без огня не бывает: я склонна верить в рассказы людей, которые встречались с этим существом – ведь описания внешности и повадок по большей части совпадают, а количество этих свидетельств уже перевалило за десятки. Абсолютно разные люди, проживающие на разных континентах, рассказывают об одном и том же!
Помню, в детстве прочитала повесть Николая Абыйчанина «Чучуна и Суланя», от которой долгое время находилась под впечатлением. Автор - якутский писатель, коренной житель Абыйского райна Якутии, расположенного за полярным кругом. Повесть написана на основе местного фольклора - сказаний и многочисленных свидетельств о встречах с чучуной очевидцев из числа якутов и эвенков.
В частности, Николай Абыйчанин рассказывает о том, как дикий человек Чучуна влюбляется в эвенку и крадет ее из стойбища. Какое то время она живет с ним в пещере, ухаживает за ним и шьет одежду из шкур. Уходя на охоту, он заваливает вход в пещеру огромным камнем, чтобы она не выбралась, а потом приносит ей в пещеру туши добытых им животных.
Эта история дает описание чучуны как высоких людей, с длинной шевелюрой, одетых в шкуры животных. Охотились с помощью луков и камней. Метким и сильным ударом камня могли оглушить крупное животное. Встречающихся у них на пути людей пугали пронзительным свистом, который суеверные эвенки принимали за голоса злых духов и поспешили убраться прочь.
Иногда чучуна камнями обкидывали юрты на стойбищах, воровали оленей. Железо они не обрабатывали, а имеющиеся ножи, по-видимому, утаскивали у местных. По некоторым данным, существа имели примитивное огниво и умели разжигать огонь и, но следы их кострищ или стойбищ никто никогда не находил. Членораздельной речью они также не владели, объяснялись между собой мычанием и другими звуками. Одежду они себе делали таким образом: с животного целиком снимали шкуру, одевали ее на себя и носили, пока она не ссыхалась прямо на теле.
Повесть «Чучуна и Суланя» проливает свет на некоторые вопросы, задаваемые исследователями. Почему никто не видел их женщин? Возможно, они просто воровали эвенок со стойбищ? Чтобы выжить в условиях Севера, им необходимо было иметь определенное количество особей в популяции, но встречи с ними настолько редки, что не позволяют допустить существование целого народа. Почему никто не видел их стойбищ? Может быть они скрыты в недрах гор в виде развитой системы пещер? Ведь горные системы Якутии очень мало изучены и могут таить в себе неожиданные открытия. Вопросов много, ответов пока нет.
Интересный факт: в начале 20 века исследованием снежного человека в Якутии всерьез занимались ученые-этнографы. В частности в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) можно найти выписку из протокола заседания комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического общества от 9 марта 1929 г.
В ней говорится о докладе некоего профессора и его студента «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов».
По данным собранных сказаний, среди якутов и тунгусов сложилось убежденное мнение о том, что мулены или чучуна - загадочный примитивный народ, обитающий в горах Джугджура. Они нападают на неосторожных путников, издавая пронзительный свист, кидая камнями или выпуская целую тучу стрел. Одеваются они в звериные шкуры, крадут оружие и ножи из стойбищ.
В записке также сообщалось, что нападающий мулен издавал ужасающий свист, который парализовал жертву. Как правило, встреча заканчивалась смертью одного из встретившихся, и именно этим объяснялось малое количество сведений о таких инцидентах. Комиссия, выслушав докладчиков, постановила проверить и дособрать сведения о муленах и чучуна.
Позже в Советском Союзе на государственном уровне занимались поисками снежного человека. Организовали специальную комиссию, в состав которой вошли известные ученые. Рабочая гипотеза была в том, что снежный человек – это представитель доживших до нашего времени неандертальцев. На поиски йети комиссия отправилась в Памир, но никаких следов существования снежного человека не нашла. После этого, Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. Работа комиссии была свернута.
Приведу некоторые рассказы о встречах с чучуной. Исследователь Илья Гурвич в книге «Таинственный чучуна» приводит свидетельство Афанасия Шумилова, престарелого жителя Булунского района Якутии. Охотник рассказывал, что в 1920-х нашел труп мулена, раскапывая мамонтовые бивни. Якуты боятся их и приносят ему дары, а эвенки его убивают. Волосы его косматые, не стриженные, лицо тоже покрыто шерстью.
Современный мир, с его высокотехнологичными средствами видео и фотосъемки, до сих пор не обзавелся каким-либо достоверным доказательством существования снежного человека. Может быть, чучуна просто вымер, не дождавшись своего первооткрывателя?
А вы верите в существование снежного человека?