Найти тему
Туман истории

Начало НСДАП. Создание и репрезентация

История создания фашистских и нацистских партий интересна во многом потому, что благодаря освещению истории партийного строительства фашистов, идеологической составляющей их партий мы можем понимать основные принципы фашистских партий прошлого и настоящего. Надо понимать, что фашизм и нацизм в общественном дискурсе репрезентовался в самом начале их создания как модернистский проект. Вспомним, что изначально фашизм зародился благодаря деятельности итальянских футурологов, которые в своем манифесте призывали к войне против всех и уничтожению прошлого мира.

«Мы желаем воспеть любовь к опасности, привычку энергии и безрассудства.
Основными элементами нашей поэзии будут: смелость, дерзость и бунт.
Тогда как до сих пор литература возвеличивала задумчивую неподвижность, экстаз и сон, мы желаем прославить агрессивное движение, лихорадочную бессонницу, гимнастический шаг, опасный прыжок, пощечину и затрещину.
Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости. Беговой автомобиль с его кузовом, украшенным большими трубами, напоминающими змей с взрывчатым дыханием... ревущий автомобиль, который точно мчится против картечи, – прекраснее, чем Победа Самофракии.
Мы желаем воспеть человека, держащего маховое колесо, идеальный стержень которого проходит сквозь землю, пущенную по своей орбите.
Нужно, чтобы поэт тратил себя с жаром, блеском и расточительностью, чтобы увеличить, восторженное рвение первичных элементов.
Красота только в борьбе. Нет шедевра, который не был бы агрессивным. Поэзия должна быть бурным натиском на неведомые силы, чтобы заставить их склониться перед человеком.
Мы на крайнем пределе веков!.. К чему оглядываться назад, раз нам нужно высадить таинственные двери невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы живём уже в абсолютном, так как мы уже создали вечную вездесущую скорость.
Мы желаем прославить войну – единственную гигиену мира – милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, прекрасные идеи, которые убивают, и презрение к женщине.
Мы желаем разрушить музеи, библиотеки, сокрушить морализм и всяческую оппортунистскую и утилитарную трусость.»
Итальянский футуризм в живописи
Итальянский футуризм в живописи

Уже неофашисты середины XX века, такие как Юлиус Эвола критиковали фашизм с позиций консервативного традиционализма, осуждая за модернистскую пропаганду и футурологические тенденции.

В 1920-е годы в Германии как никогда были сильные партии левого толка, которые призывали либо к мирной эволюции в сторону нового модернистского общества или за революционное модернистское преобразование. В данной ситуации, правящему классу в Германии, который находился в глубоком кризисе, была необходима новая сила, которая сможет усмирить революционные и реформаторские настроения и заменить их тотальным контролем и безудержной (под модернистской ширмой) войной против соседних стран. Русский ультраконсерватор и сторонник фашистских партий писал о призвании данных партий в таком ключе:

«Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь.»

Адольф Гитлер и его ближайшие соратники по НСДАП поняли, как можно сыграть на чувствах людей, в названии партии, добавив сразу два термина «национал» и «социализм». Журналист Конрад Гейден, написавший в 1930-е годы книгу «Путь НСДАП: История германского фашизма» отмечал, что Гитлер, вернувшись с войны, проявлял большой интерес к Социал-демократической партии Германии. Конечно же, Гитлера впечатлило, как социал-демократы президент Эберт и военный министр Носке в союзе с ультраправыми фрайкоровцами сумели подавить коммунистические революции в Баварии, Бремене, Гамбурге и разгромить коммунистическую группу «Союз Спартака» в Берлине в 1919 году. Однако Гитлера раздражал интернационализм социал-демократов, их интерес к Карлу Марксу. Но Гитлер понял, что социальные требования как никогда сильны в обществе. Опора на нафталиновый традиционализм не может принести много политических очков, но создание надстроечного элемента, репрезентация себя как национального социалиста может помочь реакционному движению. Термин «национал» логическим образом связался с социализмом. Надо понимать, что помимо нацистов в Германии было множество националистических партий, которые призывали к возрождению Германии, денонсации Версальского мира, милитиразации страны. Такими организациями были «Немецкая национальная партия», «Стальной Шлем» и «Фрайкор». Однако данные движения и партии были маргинализированы и оторваны от реальной политики, хотя их требования, программы были очень похожи на нацистские.

Гитлер же сумел объяснить, что его партия придерживается курса развития национального социализма, что только немцам свойственен социалистический дух, для этого он делал отсылки на историю возникновение германских племен, их общность и национальный коллективизм.

В следующих статьях, мы детальнее поговорим о непосредственных политических действиях нацистов: их политическом дискурсе и создание фракций внутри НСДАП.

Литература и источники:

  1. Первый манифест итальянских футуристов http://www.futurism.ru/manifest/1909_futurism.html
  2. Гейден К. Путь НСДАП : история германского фашизма. М.: Родина, 2018. 462 с.
  3. Ильин И. Национал-социализм и новый дух. http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html