Найти тему
5K подписчиков

Описание сцены

215 прочитали
По своей сути сценарий состоит из двух элементов: диалога и описания сцены (или "действия").

По своей сути сценарий состоит из двух элементов: диалога и описания сцены (или "действия").

Сценарист записывает то, что говорят персонажи, описывает, что они делают и что увидит зритель - по крайней мере, самые необходимые вещи.

Потому что слишком много деталей может быть трудоёмким для чтения и должно быть оставлено на рассмотрение других департаментов.

Основные рекомендации к хорошему описанию сцены:

1. Чётко указывает на то, что увидит зритель (и ничего больше).

2. Не заставляет читателя напрягаться. Это означает, что читать сцену легко и даже весело.

Звучит просто, но, как и многое в сценарном мастерстве, сделать это по-настоящему хорошо сложнее, чем кажется.

По своей сути сценарий состоит из двух элементов: диалога и описания сцены (или "действия").-2

Давайте начнём с первого пункта.

Описание сцены должно сообщать только то, что увидит зритель.

У авторов есть привычка использовать описание, чтобы также сообщить читателю дополнительные вещи, которые они хотят, чтобы он знал.

Это имеет смысл, потому что даёт возможность сценарию установить контакт с читателем. Но именно в этом сценарии и романы отличаются друг от друга.

Конечный потребитель сценария - это не читатель, а зритель финального продукта, сделанного на его основе. Сценарий - это технический план, который зрители никогда не прочтут.

Таким образом, описание сцены должно говорить читателю о том, что зрители увидели и поняли, если бы они смотрели её. Вот что нужно.

Сценарист должен представить себе готовое произведение и описать его. И только это.

Мы не рассказываем зрителям о мыслях персонажа, или предыстории, или о чём-то ещё, что актёр не может изобразить в кадре. Поэтому, когда мы представляем кого-то, мы обычно не указываем его должность, отношения с другими людьми, а также его историю или подробные личностные черты.

Однако, как я уже писал ранее, мы можем намекнуть на то, что они за люди, если это может сыграть актёр. И это более полезно для читателя, чем банальные физические описания роста, цвета волос или гардероба.

Нам нужно обрисовать, каким было бы главное впечатление зрителя о ком-то, если бы они встретились с персонажем. И то, каким "типажом" они считываются, их эмоциональное состояние в настоящее время. Потому что это часть описания того, что аудитория увидит.

Так что, если кто-то лишён чувства юмора, назойлив, жутковат, сварлив, неопрятен, разъярен и т.д., Это может быть полезно упомянуть. Но не то, чьи-то родственники, что они известны тем, что заставляют людей ждать, и что у них есть определённое намерение в этой сцене.

Этой информации, не было бы у зрительской аудитории. Поэтому мы не даём её читателю.

По своей сути сценарий состоит из двух элементов: диалога и описания сцены (или "действия").-3

То же самое относится и к описанию мест, деталей, событий и любых смыслов или истории, стоящей за персонажами. Мы не рассказываем читателю о том, что имеем в виду и хотим, чтобы он знал. Мы рассказываем читателю о том, что увидели бы зрители.

И, мы делаем это ясным и ярким способом, который рисует интригующую картину.

Что подводит меня ко второму пункту:

Описание сцены должно быть весёлым и легко читаемым.

Мы не хотим заставлять читателя напрягаться.

У них достаточно причин, чтобы отложить наш сценарий и решить, что он не подходит после страницы, двух, или десяти. В конце концов, читать практически любой сценарий - это работа. В отличие от романа.

Но если вы сможете сделать это увлекательным занятием, больше похожим на просмотр отличного фильма, чем на чтение мыслей автора о нём, читатель останется с вашей историй дольше.

Так как же это сделать?

Это начинается, как и многое в сценарном мастерстве, с того что:

Вы встречаетесь с читателем в начальной точке и пытаетесь установить с ним эмоциональную связь.

Как автор, вы понимаете, что они мало знают об истории и персонажах. Ваша задача эмоционально манипулировать читателем и заставить его включиться в историю.

И если вы делаете это ненавязчивым способом, который приятно читать, тем лучше. Это часть установления связи с ними на уровне чувств и облегчения чтения.

В идеале ваше описание сцены должно содержать чёткую, яркую и лёгкую для понимания картинку, которая состоит из локации, персонажей и действий.

Мы стремимся избежать того, чтобы они были скучными или сбивали с толку. В то же время, заставляя читателя вовлекаться и переживать эмоцию. Мы должны взять их за руку и показать удивительный мир нашей истории.

Поэтому нужно избегать длинных абзацев длиной более 3-5 строк. Избегать излишнего словоблудия или общих слов, когда подойдут более красочные. И, прежде всего, мы стремимся к ясности.

Мы хотим, чтобы читатель понял, что он увидит, был заинтригован и даже развлёкся этим. Если читатель пытается разобраться в том, что вы написали, то это проблема.

Иногда, пытаясь написать острое, быстрое, кинематографичное описание, как во многих созданных сценариях, авторы используют такой урезанный стиль, что читателям на самом деле трудно продвигаться по предложениям и понимать их.

Но и не нужно быть слишком скупыми на слова.

Речь идёт не об экономии ради экономии или попытке привлечь внимание к тому, насколько шикарно ваше описание. Речь о выборе лучших, наиболее разумных слов, которые помогут читателю ясно понять, что они увидят в конечном итоге.

Подчеркивая при этом присутствующий конфликт и эмоции.

Эти два элемента являются основой хороших сцен.

Чем больше вы сосредоточитесь на них и поможете читателю прочувствовать, тем лучше.

По своей сути сценарий состоит из двух элементов: диалога и описания сцены (или "действия").-4

Три другие распространённые ошибки в описании сцены:

1. Резкий переход к диалогу.

Когда после заголовка сцены переходят сразу к диалогу без какого-либо описания между. Всегда говорите "нет" такому подходу. Даже если вы возвращаетесь в сцену, которую недавно покинули. Нужно переориентировать читателя на то, что он увидит, кто там находится и что они делают, прежде чем перейти к диалогу.

2. Персонажи, которые говорят или совершают действия, не были представлены в сцене.

Вступительное описание, как правило, должно прояснять, кто из персонажей присутствует в сцене, где они расположены и что делают.

Не очень подробно, но достаточно, чтобы читатель мог представить, что он увидит, когда мы перейдём к новой локации или переместимся во времени.

Если кто-то входит или выходит в середине сцены, это должно быть описано. Они не должны внезапно появляться в середине сцены, если присутствовали всё это время.

3. Слишком много персонажей показано одновременно.

Читатели могут запомнить только одного нового персонажа за раз, и только когда они делают или говорят что-то достаточно длинное и запоминающееся (т.е. с проявлением личности, эмоциями, конфликтом и / или важностью для главного героя, точка зрения которого мы разделяем), что производит сильное впечатление.

Старайтесь избегать введения нескольких персонажей по имени в одном и том же абзаце или даже на одной и той же странице. Читатели будут ошеломлены и разочарованы тем, что им придётся пытаться удержать все эти имена в своей памяти.

Когда эти персонажи упоминаются позже, читателю придётся вернуться на "страницу представления", чтобы напомнить себе, кто они такие. А мы не хотим заставлять читателя делать это! 🙂

by Erik Bork

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.