Найти в Дзене
Кабачок "У Тулио"

Солженицын в четвёрке русских писателей

Летом в центральном городском парке г. Королёва можно обнаружить интересное украшение – памятник Книге. Выполнен он в виде стопки из четырёх книг, названия которых хорошо читаются. Перечислю авторов в том же порядке как они идут на этой скульптуре: А.С. Пушкин, М. Шолохов, А. Солженицын и Л.Н. Толстой (занятно, что не у всех писателей проставлены отчества). Список, мягко говоря, странный, притом, как вы, уважаемые читатели, понимаете, вопросы у меня вызывает только один автор из этого списка. Давайте разбираться, как всегда, с самого начала. Поехали!

Сразу оговорюсь, сегодня я не собираюсь писать много о самом А.И. Солженицыне и о том, что он сделал для уничтожения предыдущего Российского государства и косвенного разложения нынешнего. В моём понимании, это враг не столько Советского Союза, сколько России в целом, особенно если брать во внимание его различные произведения и выступления. Но сегодня мы вспомним Александра Исаевича как писателя, ведь он оставил после себя очень большое число письменных работ. А после исследований историка Земскова Виктора Николаевича, который разбил многие утверждения А.И. Солженицына по поводу, например «сталинских репрессий», мы со спокойной совестью можем определить Александра Исаевича в категорию «сказочника». Кстати, обратите внимание, что томик перевернут, и не сразу можно заметить, что написано на нём. Интересно, это скрытый «символизм»?

Советский и российский историк Земсков Виктор Николаевич, исследователь демографических аспектов политических репрессий в СССР в 1917—1954 гг. Из популярных изданий: «Сталин и народ. Почему не было восстания» и «Возвращение советских перемещенных лиц в СССР. 1944-1952 гг.». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)
Советский и российский историк Земсков Виктор Николаевич, исследователь демографических аспектов политических репрессий в СССР в 1917—1954 гг. Из популярных изданий: «Сталин и народ. Почему не было восстания» и «Возвращение советских перемещенных лиц в СССР. 1944-1952 гг.». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)

А теперь серьёзно: литературного таланта у этого автора не было, ничем выдающимся в части русского языка произведение тоже похвастаться не может, т.е. помещён он здесь так же «по разнарядке», чтобы помнили о том «каким ужасным было наше прошлое», которое не поддерживало «западные либеральные ценности». Странно, почему его не запретили до сих пор в связи с событиями начала года, ведь ясно, за кого агитировал бы Александр Исаевич…

Предлагаю отойти подальше от этого персонажа и порассуждать о том, кого можно было бы поставить на его место. Предположим следующее: оставшиеся три великих, без всякой иронии, писателя представляют каждый своё время:

  1. А.С. Пушкин – основоположник русского литературного языка, поэт и прозаик, представляет начало XIX века;
  2. Л.Н. Толстой – один из величайших писателей-романистов мира, представляет конец XIX века, начало XX века;
  3. М.А. Шолохов – русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (будучи советским «сталинским» писателем!), представляет середину XX века.

Сразу можно заметить, что А.И. Солженицын по временным рамкам идёт после М.А. Шолохова и подводит нас к XXI веку. Вот только какой эффект был от «сказок» первого и произведений второго? А я отвечу: одно только произведение «Судьба человека», которое имеет не самый большой объём, обладает главным – примером для подражания следующему поколению читателей, большой созидательной силой. А произведения Александра Исаевича косвенно развалили пол мира и убили огромное число людей.

Поэтому предлагаю перейти к подбору кандидатов на роль недостающего четвёртого писателя:

Чингиз Айтматов – киргизский и русский писатель, который жил почти в то же самое время, что и А.И. Солженицын и был настоящим сказочником, если можно так выразиться, ведь многие его произведения были основаны на народных сказках и легендах. В каждом произведении есть над чем подумать, что обсудить. Благодаря этому человеку в русском языке появилось слово «манкурт», обозначающего человека, «потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве».

Чингиз Торекулович Айтматов. Знаковые произведения: «Джамиля», «Белый пароход», «Плаха». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)
Чингиз Торекулович Айтматов. Знаковые произведения: «Джамиля», «Белый пароход», «Плаха». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)

Борис Львович Васильев – русский писатель и сценарист, жил в то же самое время. В первую очередь писатель известен своими произведениями на тему Великой Отечественной войны, но в поздний период пишет ряд романов по ранней истории Руси. Очень примечательно, что автор был противником И.В. Сталина (правда, открыто он стал об этом говорить после развала СССР), но предателем это его не сделало.

Борис Львович Васильев. Знаковые произведения: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте белых лебедей». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)
Борис Львович Васильев. Знаковые произведения: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Не стреляйте белых лебедей». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)

Алексей Николаевич Толстой – русский и советский писатель, автор исторических и научно-фантастических романов, относится к первой половине XX века. Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом, с приходом к власти большевиков эмигрировал из России, но вернулся. Лауреат трёх Сталинских премий. Фактически был одним из соавторов знаменитого обращения Сталина на параде 7 ноября 1941 года «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Был членом Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Алексей Николаевич Толстой. Знаковые произведения: «Аэлита», «Хождение по мукам», «Пётр Первый». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)
Алексей Николаевич Толстой. Знаковые произведения: «Аэлита», «Хождение по мукам», «Пётр Первый». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)

Александр Иванович Куприн – русский писатель, относится к концу XIX века и началу XX века. Прожил очень яркую и противоречивую жизнь, достойную приключенческого фильма или авантюрного романа. Александр Иванович не смог найти себя ни в роли военного, ни в роли гражданского специалиста. Перепробовав все возможные профессии, он остановился на литературе, где преуспел. Изрядное число произведений написаны превосходным русским языком и не лишены философской глубины. От революции бежал в составе Северо-Западной армии, но позже, по приглашению, вернулся в СССР.

Александр Иванович Куприн. Знаковые произведения: «Олеся», «Поединок». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)
Александр Иванович Куприн. Знаковые произведения: «Олеся», «Поединок». (Фотографии к тексту взяты из свободных источников)

Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель и философ, относится к середине XIX века, считается совестью России. Самый вероятный из претендентов на место А.И. Солженицына, ведь при любом случае, перечисляя лучших писателей России, назовут А.С. Пушкина, Л.Н. Толстова и Ф.М. Достоевского. Человек тяжёлой судьбы, каторжанин, который, несмотря на это, стал поистине знаковым писателем для своего времени, который и поныне один из самых читаемых писателей в мире.

Фёдор Михайлович Достоевский. Знаковыми произведениями является так называемое «великое Пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Фёдор Михайлович Достоевский. Знаковыми произведениями является так называемое «великое Пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Это далеко не полный список писателей, которые более достойны занимать место рядом с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым и М.А. Шолоховым (кстати, хороший вопрос, понравилось ли бы Шолохову соседствовать рядом с Солженицыным). Просто это пример того, как влияет политика на повседневную жизнь, когда в литературный памятник записывают не самую приятную фигуру. Резонанса у нас это не вызывает, я думаю, что мало кто на подобное сейчас вообще обращает внимание. Но, раз уж я пишу у себя в канале, то мне это не безразлично. А как для вас выглядит четвёрка русских писателей? Ответы оставляйте в комментариях. На этом на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!