Всем привет, читатели Дзен:) Месяцы дались тяжёлые, но по-тихоньку надо выпускать то, что находится в черновиках уже долгое время. Решил начать с игры, которая зарождалась странно, но пыталась конкурировать с Черепашками Ниндзя. Сразу скажу, что безуспешно. Но почему так получилось?
Как всегда, идём за историей. В 80-х популярной игровой приставкой была Famicom от компании Nintendo. У нас она известна была как Денди. А в США её переименовали (и переделали заодно) в NES. Появление приставки спасло положение в целом, т.к. с 1983 по 1985 был период краха игровой индустрии в США. Буквально, Нинтендо была на коне, она продавала и консоли, и аксессуары, и ставила печать т.н. "контроль качества" на обложке на картриджах. То есть, у Нинтендо было такое правило: хочешь разработать игру на нашу консоль - плати вот такую сумму и получи такие правила. Обычно, игра на NES стоила в районе 25-50 долларов. Следует учесть, что это цена за одну игру. Иногда были скидки до 19/15 долларов.
Но в каждой эпохе есть сообщество с чёрным флагом весёлого Роджера. Были и рынки, на которых "меняли" структуру NES и она могла спокойно принимать пиратские картриджи. Уже подходим к самой теме. В 1989 году некий мужчина увидел, как его сын играет в приставку, в которую воткнут пиратский картридж из Тайланда. Картридж непростой, ибо содержал в себе 40 игр. Мужчина подумал: вот бы разработать легальный сборник игр, чтобы продать картридж таким же, как и его сын. Так и родилась идея о создании Action 52.
Звать этого мужика - Винс Перри. Для этой цели он создал компанию Active Enterprises и набрал туда разработчиков. Стоит учесть, что у компании, как это обычно бывает, большие амбиции, но в итоге получилась плохая реализация. Директор не знал ничего о разработке видеоигр от слова "совсем". А потому неудивительно, что в компанию шли работать за бигмак неопытные разработчики, по сути вчерашние двоечники.
Спустя пару лет, франкенштейн под названием Action 52 всё же выходит в свет... Но не очень заметно. И не особенно её хотят раскупать. Главная причина кроется в цене картриджа. За игру просили (199)200 долларов. Если что, за такие деньги можно было купить б/у консоль, или даже новую. Более того, к этому времени вышла консоль нового поколения SNES, поэтому потребителю совершенно не понятно, отчего он должен тратить 200 долларов на сборник игр, если за такие деньги можно купить новую консоль. Может, картридж выглядит особенно? Да, но в плохом смысле. Картридж запихнули в прозрачный пластмассовый корпус, что очень нестандартно. Но это ещё не всё. Если за эту игру выставили такую цену, значит, там должны быть стоящие игры? В данном случае, это исключение. Всё оказалось намного хуже.
Начнём с того, что игры отличаются от тех, что продавали в магазинах, но неотличимы друг от друга в этом списке. Те, кто в 90-х сталкивались с картриджами "1000 игр в одном", могут понять, о чём сейчас пойдёт речь. Игры простые и убогие настолько, что даже описывать их нет смысла. Одни игры лишены какого-либо смысла и там происходит какая-то чушь. Это нормально, когда определённая игра использует ассеты из другой игры в той же Action 52. Туда же можно соотнести и графические проблемы (текстура постоянно глючит), и игровой процесс (это нормально, когда персонаж при попытке спрыгнуть на платформу снизу, умирает в воздухе). А некоторые игры наотрез не хотят запускаться, или их просто не придумали. В общем, ожидали экшен, а в итоге ни у одной игры нету этого самого экшена.
Казалось бы, причём здесь Action 52 и Cheetahmen, которая пыталась конкурировать с Черепашками Ниндзя? Предыстория почти заканчивается и мы переходим к основной теме. Ведь разработчики делали упор на одну игру из списка. Как вы уже могли догадаться, это Cheetahmen. Она значилась 52-ым номером, то есть находилась на последнем месте. Примечательна эта игра тем, что у неё есть титульный экран (хотя, этим могут похвастаться и некоторые другие игры из списка), и собственный сюжет. Правда, на начальном этапе разработки Action 52, в ней не было Cheetahmen, а игра называлась Action Gamer. С Cheetahmen она имело мало что общего, поэтому в финальной версии эту игру переработали в Ooze (что характерно, при запуске меню, начинаем мы выбирать почему-то с этой игры, не смотря на то, что она находится на 5 месте в списке), а вместо неё создали Cheetahmen.
Хотя, наличие сюжета в Cheetahmen - это громко сказано. Потому что начинается он странно. Некий "Action Gamemaster" сидел перед телевизором и играл в приставку, как внезапно из телевизора вылезла механическая рука и затянула его к себе. Этот чувак оказывается в другом мире, где его встречают три антропоморфных гепарда (Cheetahmen), которые обещают отомстить за этого чувака, и они идут в бой.
Если кто-то попытается тут найти логику, то флаг вам в руки. Предысторию можно узнать только в комиксе, который обычно давали при покупке Action 52. Злодей доктор Морбис в Африке убивает мать-гепарда во время сафари и забирает к себе трех её детёнышей. В своей лаборатории он проводит над ними эксперименты по созданию гибрида человека и другого живого существа. Эксперимент прошёл удачно, у гепардов появилось самосознание, но они узнали о коварных планах Морбиса и сбегают от него. Однако доктор не растерялся, и таким макаром создал ещё несколько гибридов, которые должны служить злому доктору, ну ещё устранить предателей.
Причём тут чувак из игрового интро? Я не знаю, в игре он не привязан никак, более того, он в дальнейшем не появляется. Выглядит как ружьё Чехова, ей богу. Но вернёмся к игре. Там всего 6 уровней, по 2 уровня на одного гепарда. В одном случае используем дубинку, в другом кулаки (хотя тут нет никаких отличий), а в третьем арбалет. Следует заметить, что игра выглядит немного лучше всех других игр на данном картридже, но и это не делает ей честь. Во-первых, графические ошибки никуда не делись. Во-вторых, игровой процесс странно себя ведёт. К примеру, босс убивает игрока наповал. Единственный способ его завалить - это стоять чуть ли не на краю экрана и атаковать в нужный момент. Потом, в первом псевдо-3D уровне, если подойти к реке или яме, игрок тут же погибает. По поводу жизней и урона. Гепард выдерживает три попадания, а на четвёртое погибает. К слову, на всю игру 4 жизней. Но по какой-то причине, полоска с жизнями показывается только на 4 уровне. И ещё, 4 уровень называется "Level 3". Как бы бредово это не звучало, но в игре два "Level 3", а пятый и шестой, соответственно "Level 4" и "Level 5". И чтобы закрепить бредовость ситуации, одним из врагов в этой игре является уменьшенная копия Саддама Хусейна. Но это как раз является примером воровства игровых ассетов у своих же игр, т.к. Саддам Хусейн появляется в другой игре Action 52. Вот такие странности. Однако, при плохом геймплее и багов с графикой, в игре есть не плохой саундтрек, который в течении минуты успешно въедается в ваш мозг.
И вот с таким положением дел, создатели хотели ещё выпустить в продажу фигуры Cheetahmen и даже сделать свой мультсериал. Но не получилось, не фартануло, как говорится. Я думаю, что директору Актив не удалось найти вчерашних аниматоров-студентов, готовых работать за похлёбку. Самое забавное, что эту игру рекламировали по телевизору. Вспомним также, что директор Актива хотел создать легальный сборник игр. Но реальность немного другая. Action 52 относится к тем же пиратским сборникам. Зная, как Nintendo борется с пиратством, здесь она не пыталась ни нагнуть разработчиков, ни запретить продажу игры, или получить с неё гешефт, что странно.
Удивительно, но планировался сиквел к Cheetahmen. Однако, разработку по какой-то причине отменили, по слухам, было готово примерно 1500 картриджей, которые нашли на складах. Стоит ли говорить о том, что один такой картридж стоит бешеных денег на том же eBay? Но я всё-таки скажу о том, что корпус картриджа ничем не отличается от того же корпуса Action 52, разве что позади наклеили стикер с надписью "Cheetahmen 2".
Сиквел разрабатывался всё для той же NES. Но такое чувство, что игра на момент отмены разработки находилась на стадии альфы-версии. Опять проблемы с графикой, только ещё хуже. Плюс появились мелкие враги, которых невозможно уничтожить, а вас они будут коцать постоянно. Они проходят даже сквозь уступы. Но приседать вы не можете. Это же так круто, сделать игру, в которой ты не можешь приседать, а противники находятся, в основном, на низком уровне.
И эта игра имеет сюжет. В отличии от приквела, здесь нет чувака, за которого Гепарды пытались отомстить. Здесь уже появляется (правда, в кат-сценах) злодей доктор Морбис. Он, как и в комиксе, готовит очередную порцию "недочеловеков", чтобы уничтожить гепардов. Вот и весь сюжет. Принцип такой же, как и в предыдущей игре. Два уровня играешь за одного гепарда, в конце второго уровня появляется босс. Планировалось разработать 10 уровней, но на момент отмены разработки сделали 6 уровней. И то, последние два уровня могут и не запуститься, а всё из-за ошибки в плате. Помните, как в предыдущей игре было два "Level 3"? Здесь ситуация ещё бредовее, потому что игра имеет уже ЧЕТЫРЕ "Level 3". Видимо, разработчики перестарались с ctrl+c/ctrl+v. Т.к. игра не завершена, не совсем ясно, а что там было дальше. Победили ли отважные Гепарды доктора Морбиса? Или он сбежал в другое место и там стал плодить "недочеловеков"?
Но я знаю одно, что планировался триквел. Это когда сиквел недоделали, а разработчики хотели ещё и триквел выпустить. В 1994 году на CES 1994 они анонсировали собственную портативную игровую приставку, названную в честь чувака из первой Cheetahmen, "Action Gamemaster". Судя по заявлению, она должна была запускать не только игры NES, SNES и Sega Mega Drive(Genesis) по обратной совместимости (насколько законно ли это было?), но ещё и иметь свою собственную игровую линейку, в числе которых была анонсирована Cheetahmen 3. Правда, ни Cheetahmen 3, ни Action Gamemaster так и не были показаны. Даже спустя какое-то время не было найдено какого-либо прототипа. Обычно, прежде чем анонсировать, делают прототип устройства и уже с него отталкиваются. Даже у Action 52 был свой картридж-прототип, чего нет ни у триквела, ни у загадочного устройства.
Action 52 была перевыпущена в 1993 году на приставку Sega Mega Drive. Это не портированная версия NES, а переделанная с нуля игра. Разрабатывали её уже другие люди, но при поддержке Active. Не смотря на несколько исправленных ошибок и пару оставленных, всё равно в этом Action, мало самого экшена.
И тут не обошлись без Cheetahmen'а, хотя его тут по какой-то причине поставили на 13-е место (на 52-м месте находится не игра, а рандомайзер, который запускает случайным образом игру на повышенной сложности). И хоть игра имеет свой титульный экран, но теперь она лишена сюжета. Гепард должен отбиваться от разных врагов и освобождать своих детёнышей из клеток. К слову, теперь один урон - и начинаешь сначала. Уровни сделаны так, что такой большой Гепард обязательно столкнётся с противником, и не важно с какой стороны.
Были ещё планы выпустить Action 52 на SNES, но и тут разработку отменили. Видимо, не укладывались в срок, деньги закончились или просто потеряли уверенность в продукте. И тут не было прототипа, что опять наводит на мысль, что, возможно, порт и не делали на SNES.
Вот такая история случилась в начале девяностых. Не знаю, на что рассчитывали Active, но игра их получила негативные оценки. Мало кто согласился тратить на такую игру 200 долларов. И при всех замашках компании как-то странно, что Nintendo не пыталась судиться с ними, поводов хоть отбавляй. И не удивительно, что с Наполеоновскими замашками, компания схлопнулась в 1994 году. Хотя, некоторые утверждают, что она не схлопнулась и дальше продолжила продавать технику. В 10-х годах фанаты Cheetahmen пофиксили проблему с переходами во второй части игры, но ровным счётом ничего не поменялось. Гепарды не затмили Черепашек ни на ёту, и были благополучно забыты. Но своё место они всё таки заняли в истории игр.
Подписывайтесь на:
Мою группу ВКонтакте
Мой канал на Рутубе
Мой телеграм