Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 8. Глава 2.

«Пьета», Микеланджело. Открытые источники.
«Пьета», Микеланджело. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжу повествование об отношениях Богородицы и Сына.

Вернемся к уходу Отрока Иешуа от родителей и Его двухдневному пребыванию в Храме. Что должна была чувствовать Мать, ища Сына по всем улицам чужого города, вглядываясь в лица прохожих, каждую минуту надеясь и отчаиваясь увидеть Его? Сердце Свое измучила Мама, глаза выплакала за два этих вечных дня, думая, что никогда уже не встретит Сына. И ответ Его любому покажется невыносимо жестоким; а уж сердце Родительницы, наверное, обжег он похуже кипятка. Недаром «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2:51). А ведь это лишь первая и далеко не самая худшая отповедь Сына Матери...

Между уходом во Храм и Распятием были другие схожие случаи. «И услышавши, ближние Его приказали взять Его, ибо говорили, что Он вышел из Себя» (Мк.3:21). В подлиннике у Марка использованы более сильные слова, которые лучше отражены в латинской Вульгате: вместо «взять» — «силою наложить на Него руки», вместо «вышел из Себя» — «сошел с ума». И такое святотатство хотели сотворить с Мессией Его Мать и братья!

Вульгата — Библия на латыни. Открытые источники.
Вульгата — Библия на латыни. Открытые источники.

«А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силой бесовского князя» (Мк.3:22). Клевету подхватят старейшины иерусалимские, в будущем — убийцы Господа: «Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Ин.10:20). И уже прямо в лицо Иисусу, когда спросит: «За что ищете убить Меня?» — многие иудеи скажут: «Не бес ли в Тебе?» (Ин.7:19-20).

Так же точно и древних пророков Израиля, включая самого Илию, обзывали евреи, смеясь и ругаясь: «безумные», «одержимые». Духом человек одержим, это видят все, но каким, — никто хорошенько не знает. «Божиим», — думают одни; другие — «бесовским». Так же этого не ведали современники и о Сыне Человеческом. Лучше всего могли бы знать домашние: тридцать лет прожили с Ним — как же не знать? Но, если именно тогда, когда толпы людей, видя чудеса Его и знамения, величают Иисуса великим пророком или Мешиахом; когда и бесы кличут Его: «Иисус, Ты, Сын Бога Всевышнего!» (Лк. 8:26-39) — если и в эти дни ближние все-таки решают взять Его силою, чтобы отвезти домой в Назарет, то, значит, уверены, что книжники правы: «В Нем — бес».

Пророк Илия. Открытые источники.
Пророк Илия. Открытые источники.

Может, потому Он относился к Своей семье достаточно сдержанно.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа» (Лк.8:19).

«...И, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мк.3:31-35).

Слышала Мариам из толпы это трижды повторенное «матерь Моя». И трижды меч пронзил Ей душу.

Иисус, Богоматерь и Его братья. Открытые источники.
Иисус, Богоматерь и Его братья. Открытые источники.

На второй год служения, осенью, когда «...Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его,

...братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь;

Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

Ибо и братья Его не веровали в Него.

На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время;

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин.7:3-7).

Ловит ли Его с помощью братьев сатана хитростью в ловушку, или, по неведению, сами любящие родичи толкают Любимого в яму — Иудею, где убийцы Его уже стерегут?

И еще об одном случае, когда близкие Иисуса выступали в качестве рупоров, через которые сатана соблазнял Богочеловека, рассказывает апокрифическое «Евангелие евреев». В нем тоньше и глубже, чем в канонических благовестах, ставится вопрос об искушении Крещением.

«...Матерь и братья говорили Ему: Иоанн Креститель крестит во оставление грехов; пойдем к нему и крестимся.

Но Господь сказал им: в чем же Я согрешил, чтобы Мне идти креститься?»

Подлинны ли эти слова, мы не знаем; если да, то они лишний раз доказывают, что родичи сомневались в Иисусе. Чего же не понимали Мать и земные братья насчет сошедшего в олам (мир по-иудейски и по-арамейски) Бога? То ли самое, чего мы не понимаем теперь, ибо, презрев завет Христа «Не судите и да не судимы будете», судим Иисуса и Его родных по нашим понятиям, столь же близким к истине, как «понятия» уголовников к Закону Божию?

Рукопись «Евангелия евреев». Открытые источники.
Рукопись «Евангелия евреев». Открытые источники.

Ответы на сей вопрос - в следующей части этого выпуска. В заключение послушаем псалом 104 на языке оригинала.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3670/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.