С 1 декабря в России меняется законодательство в сфере обязательного медицинского страхования. Как это скажется на южноуральцах и что нужно делать, чтобы оказание бесплатной помощи было легким и быстрым?
— В закон, регулирующий систему ОМС, вносятся серьезные изменения. На сегодняшний день возникает ряд вопросов у граждан, которым нужно менять полис: как и где это сделать, — поясняет и. о. директора территориального Фонда ОМС Наталья Миронова. — С 1 декабря создается единый федеральный регистр застрахованных лиц, он будет формироваться на основании актуальных данных.
Небольшой ликбез: сегодня у жителей Челябинской области на руках можно встретить три вида полисов. Документы старого образца (желтые) и нового — голубой полис либо пластиковая карточка. Все они продолжают действовать, однако челябинцам необходимо убедиться, что все их актуальные данные есть у страховщика.
— Старые полисы выдавались до 2011 года, тогда в каждом регионе России был свой вид полиса, свои цвета, формы. У нас они желтые, имеют серию ЧБ и шести-, семи-, восьмизначные номера. С 2011 года по всей стране начали выдавать полисы единого образца, голубые с 16-значным номером, — отмечает начальник отдела организации страховой деятельности Фонда Лариса Мустафина. — Сейчас с любым из этих полисов граждане обращаются за медицинской помощью. Однако сведения, которые указывались гражданами при оформлении полисов старого образца, зачастую уже устарели. Это все-таки было более 10 лет назад.
Причины, по которым данные могли устареть:
- Смена паспорта при достижении возраста 20, 45 лет;
- Замужество, смена фамилии;
- Переезд и смена прописки.
Все это поводы, по которым жителям нужно обратиться в страховую компанию и поменять полисы старого образца на новые; либо внести изменения в действующие документы. Итак, как это можно сделать?
— Мы рекомендуем всем гражданам проверить, какие полисы они имеют на руках. С желтым полисом можно обратиться в любую действующую организацию в сфере ОМС — их пять в нашей области, они имеют более 90 пунктов выдачи полисов, — добавляет спикер. — На официальном сайте ТФОМС Челябинской области есть раздел «Поиск пунктов выдачи полисов», где можно выбрать населенный пункт и удобный для себя адрес.
Если же на руках полис единого образца — нужно проверить свои данные на официальном сайте Фонда. Для этого нужно выбрать вкладку «Поиск и проверка готовности полиса» — и «Сведения о полисе ОМС». В открывшемся окне необходимо ввести свою фамилию и номер паспорта — и тогда сервис покажет, какие данные находятся в базе: номер полиса, страховую компанию, дату оформления, медучреждение. Если сервис не выдал результат — это повод обратиться в страховую компанию.
В Челябинской области таких компаний пять. Подать заявление на выдачу или замену полиса можно на официальных сайтах компаний либо в офисах. Узнать всю необходимую информацию можно по телефонам.
Номера телефонов страховых компаний:
- ООО «АльфаСтрахование-ОМС»: 8-800-555-10-01;
- СМК «АСТРАМЕД-МС» (АО): 8-800-250-01-60;
- ООО СК «Ингосстрах-М»: 8-800-600-24-27;
- АО СК «СОГАЗ-Мед»: 8-800-100-07-02;
- ООО СМК «РЕСО-Мед»: 8-800-200-92-04.
Телефоны работают круглосуточно!
Единый номер контакт-центра в сфере ОМС Челябинской области: 8-800-300-10-03.
— При обращении в страховую компанию, пациент может в индивидуальном порядке получить информацию о тех возможностях, который ему дает полис, — рассказывает замдиректора челябинского филиала «Астрамед-МС» Людмила Ефременко, — если вы сомневаетесь или если вы обращались за помощью, но вам отказали, вы звоните нам и мы разбираемся. Все вопросы решаются в индивидуальном порядке — даже если это населенный пункт, где нет нашего представителя — мы найдем возможность, как человеку помочь.
Чем грозят устаревшие данные в полисах?
— Неактуальные данные могут привести к сложностям в идентификации гражданина. Поскольку полисы старого образца были свои в каждом регионе, в других субъектах РФ наш желтенький могли и не видеть. Плюс если у человека поменялся паспорт, его будет практически невозможно идентифицировать в системе ОМС. Так что при обращении к врачам в другом субъекте РФ могут возникнуть сложности с получением помощи, — добавляет Лариса Мустафина.
Что касается перехода на цифровой полис, сейчас на федеральном уровне ведется подготовка необходимых нормативных документов.
— Планируется возможность функционирования полиса через портал «Госуслуги». Ситуация аналогична с «зеленками», вместо которых сейчас выдается выписка из Росреестра, — отмечает спикер.
Что еще нужно помнить пациентам:
- Замена страховой компании предусмотрена один раз в год, но не позднее 1 ноября. На данный момент возможность смены компании закрыта до 1 января 2023 года.
- Поменять полис старого образца на новый можно в любой страховой компании, но внести изменения — например, в связи со сменой места жительства — только в своей компании.
- Если у вас есть сомнения, законно ли вам навязывают платную услугу и можно ли сделать ее бесплатно — звоните в вашу страховую компанию и уточняйте!
Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челябинского обзора» ВКонтакте — еще больше статей, еще больше полезной информации.