Найти тему
На краю света

Строительный бизнес vs Гражданские права

Двор в центральной части Хабаровска, подле знаменитой площади Ленина, вряд ли можно назвать ординарным – хотя бы из–за его расположения: центр города насыщен разнообразными увеселительными заведениями вроде кафе и баров, где горожане с неистовым удовольствием оставляют свои деньги и создают прибыль соответствующим заведениям. Массовость, притяжение больших групп народа – на такой «бутерброд» будет облизываться каждый бизнесмен, желающий увеличить свой доход. Вот и данная территория не стала исключением. Земля названного двора стала лакомым кусочком для известного в городе застройщика и бизнесмена Сурена Оганисяна (некогда одного из совладельцев широко известной в Хабаровске строительной компании «Амурские зори»), который он захотел употребить полностью, не оставив фактически ничего жителям трёх окрестных домов, – и всё бы ничего, если бы небольшая группа местных граждан не воспротивилась такому наглому отъёму законной для жизни земли.

Расположение искомого земельного участка - центр города, рядом с хабаровской центральной площадью Ленина
Расположение искомого земельного участка - центр города, рядом с хабаровской центральной площадью Ленина

История эта длится без малого шесть лет – в течение этого срока обычными жителями ведется борьба с ретивым застройщиком, но манипуляции с означенным участком в границах трех домов (Муравьева–Амурского 31, 29, Шеронова 95 и Волочаевская) начались задолго до этого. За шесть лет переработано, найдено и зафиксировано множество документов, формирующих ужасающую картину вольного обращения с землями в центре города. В 2002 году земельный участок был выделен тогдашним губернатором края Виктором Ишаевым фирме «Бейс», планировалось возвести компактное административное здание в несколько этажей (это уже был 2008 год). Обращаясь назад, в те времена, можно сказать, что это было довольно гуманное строительство, если оценивать с точки зрения жителей окрестных домов; тогда никто не подозревал, какие разжиревшие колоссы могут появиться в шаге от их подъездов. Однако уже тогда странности и нелепости начали быть спутником грядущих начинаний на этой земле: по заверениям местных жителей, деревянные бараки, ранее располагавшиеся на этом участке попросту сожгли, чтобы интенсифицировать процесс передачи участка и его застройки, а прокуратура установила, что выданное краем распоряжение об условиях предоставления участка фирме «Бейс» издано с нарушением. Оспорить в суде это решение было невозможно вследствие истечения срока исковой давности…

В 2014 году участок переоформляется на некую компанию «Сатурн», где она планирует возвести уже торгово–развлекательный центр. Об этом жителям окрестных домов становится известно в 2015 году; естественно, было вызвано общественное негодование и появился общественный же резонанс. Слушания по поводу грядущего строительства проведены не были, первые слушания при участии представителей застрощика организованы были лишь по вопросу превышения процента застройки на 10%. В то же время на территорию многострадального двора опустился бетонный занавес, полностью закрывший от людей законную придомовую территорию (однако произошло это еще в 2008, при участии первого застройщика, «Бейс»; «Сатурн» лишь воспользовался удобной изъятой огороженной территорией двора). Многочисленные нарушения строительного регламента (отсутствие пожарного проезда, поглощение территории, принадлежащей жителям домов по закону, игнорирование ветхости находящегося рядом дома и другие проблемы) и конституционных прав на жизнь людей, проживающих в окрестных домах, не дают начаться строительству. На некоторое время весь процесс подготовки к строительству и его реализации был заморожен, однако забор, попирающий законные права людей на дворовую территорию, никуда не делся.

На все нарушения прав собственников жилья хабаровский департамент архитектуры и чиновники посылают людей в суд. И вот стартуют первые судебные разбирательства – в 2016 году. Они приводят к тому, что Прокуратура даёт предписание мэру обязать застройщика отдать нормативную дворовую территорию гражданам, однако хитрость заключалась в том, что проект межевания производил сам застройщик, и нормативная территория двора так и не была им выделена жителям. Разбирательства и прения сторон привели к тому, что площадь участка застройщика уменьшилась, и он был вынужден отказаться от проекта торгового центра – и вот в недрах закрытого от посторонних глаз департамента архитектуры бродит по кабинетам и коридорам предварительный проект жилой 15–этажки, закрывающей солнечный свет и ввергающей во тьму окрестности. Топтание слона в посудной лавке некогда уютного и зелёного центра Хабаровска, ныне застроенного однотипными «свечками», угрюмо, свирепо взирающими сверху вниз на копошащихся под ними горожан, продолжается.

Забор, огораживающий участок, выделенный под застройку
Забор, огораживающий участок, выделенный под застройку

Ради комфортного расположения застройщика и увеличения площади доступной ему территории был перенесен газгольдер; местные жители получают газ от более удаленного газгольдера, что провоцирует неиллюзорные проблемы с газоснабжением в холодное время года. Автобусная остановка в центре города, пользовавшаяся массовым спросом, ужатая еще в нулевых годах с появлением первого застройщика (вопреки всем нормативам), теперь и вовсе может сменить место дислокации. Всё на благо строительного бизнеса, простым жителям страны вследствие этого приоритета – лишь дополнительные проблемы и грузный дискомфорт. Люди – пыль? В глубине души каждый знает ответ на этот вопрос, просто боится себе признаться в нём.

В 2019 году то, что было некогда цветущим и уютным двором, посетил тогдашний губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Он устроил настоящий «разнос» застройщику и дополнительно управляющей компании, также он высказал разумное предложение, витавшее в воздухе и на устах жителей: построить нечто компактное на отведенной застройщику территории, навроде кафе или детского центра, или вообще выделить ему компенсаторный участок и оформить на текущем участке зеленую зону. Юристы Фургала инициировали разбирательство и пришли к выводу, что договор аренды участка окончен еще в 2017–м, а застройщик фактически не владеет этой землей (на тот момент шёл 2019 год). Чтобы нивелировать риск изъятия земельного участка, застройщик оперативно возвёл несколько простых пристроек (в простонародье – «избушки») и назвал их «административными зданиями»; тем самым как бы застолбив участок. Они там и стоят по сию пору – без света, без коммуникаций и без людей.

С такими аргументами жители подали коллективный иск в суд, уверенные в своей правоте. Однако на удивление (либо же не удивляясь – в зависимости от идеалистического настроя по отношению к судебной системе или отсутствию такового) аргументы стороны граждан не были услышаны, и на протяжении нескольких заседаний судья принимал сторону застройщика, давая карт–бланш на любые действия. Даже присутствие представителя Прокуратуры, который ратовал за правоту подавших иск жителей, и мастеровитая защита адвоката, представившего весомые доказательства, не склонили судью принять сторону гражданской справедливости.

Территория, отведенная под двор, оказалась вдвое меньше нормативной для трех больших домов – это подтвердили расчеты двух независимых экспертов–архитекторов. Однако буква закона не для всех оказывается значима; как говорится, все равны, но некоторые равнее. Прошло межевание, однако и тут застройщик показал презрительное отношение к обычным гражданам: его забор более чем на метр оказался на официальной территории двора, общая площадь «подзаборного захвата» земли – 180 м2. Геодезисты это зафиксировали, сформировали предписание, по которому застройщик обязан сдвинуть забор в направлении своей территории на положенное расстояние, но, разумеется, делать это не спешил, но все-таки был вынужден.

"Административные здания" на отнятой дворовой территории
"Административные здания" на отнятой дворовой территории

На дворе осень 2022 года, судебное разбирательство проходит уже в Кассационном суде, предмет спора – территория, отведенная под двор, не соответствует нормам – согласно формулам, она должна быть минимум на 500 м2 больше (а то и на все 700 – если учитывать охранную зону подле электрической подстанции). Добьются ли успеха жители – большой вопрос. Вера в справедливость суда сильно поколебалась – если она когда–либо была до непосредственных разбирательств в зале суда. Вывод, к которому пришли люди, – строить здесь что–либо грандиозное – типа очередной «свечки» или ТЦ – нельзя; центр Хабаровска максимально забит высотками – большинство из них построены вопреки всем строительным нормам, во многом потому, что у них не было столь непоколебимых защитников, как у двора по Муравьева–Амурского.

-4
Так выглядит территория двора осенью 2022 года
Так выглядит территория двора осенью 2022 года

Постепенно дворовая территория приобретает благоустроенный вид – но в урезанном виде: произвол, учиненный чиновниками и застройщиками, позволил получить лишь часть земли, положенной по закону для дворовой территории. Тем не менее здесь уже имеются посадки цветов, перенесенная контейнерная площадка с заасфальтированной к ней дорожкой, а в скором времени появится и детская площадка. Однако всё это не благодаря действующей власти или каким–либо социальным организациям – лишь благодаря усилию небезразличных людей, готовых вкладывать своё время и энергию в общесоциальные проекты, получая в ответ лишь намёк на тень призрачной благодарности и признания. В этой социальной реальности мы вынуждены выживать.

#хабаровск #дальний восток #застройка #социальныепроблемы #социалка #земля #земельныйучасток