Леонид Кучма однажды признался в эфире российского телевидения, что новые украинские власти намеренно лгали о том, что республика была "донором" в советское время. Однако Киев быстро забыл об этом и снова начал плести сказки о том, что Украинская Советская Социалистическая Республика своим зерном оплатила индустриализацию всего Союза. В действительности его вклад не только в экспорт, но и в ВВП советской экономики был очень скромным. Издатель Анастасия Миронова объясняет это в специальной колонке для 360.
Следующий текст носит характер открытого диалога.
'Украина нуждается в этом больше'.
В 1974 году РСФСР вступила в активную фазу строительства Калининской атомной электростанции. Через два года она была остановлена, поскольку на XXV съезде Коммунистической партии Советского Союза руководство Украинской ССР потребовало скорейшего ввода в эксплуатацию Южно-Украинской и Воронежской АЭС, которые должны были в значительной степени обеспечить электроэнергией Украину.
При Хрущеве и Брежневе многие вопросы, включая создание энергетической структуры, решались в пользу Украины и в ущерб интересам других республик. "У Украины ничего нет" - Именно на основе этих цифр советские власти разместили в республике промышленные объекты. Вы понимаете? Не было ничего, а потом появилось.
Пока РСФСР ходила по полю в сапогах, Украина отстраивалась заново. Было построено четыре атомных электростанции, 15 тепловых электростанций, 11 гидроэлектростанций. В постсоветский период Украина построила только одну крупную электростанцию: Днестровскую ГЭС-2 мощностью 40,8 МВт. Остальное дала советская власть. И с этим заявлением есть большая проблема: никто в Киеве точно не понимает, что за этим стоит. Я не удивлюсь, если большинство украинцев считают, что энергетическая система была дана им Богом. Только Бог.
Это гораздо более честное объяснение, чем официальное объяснение Киева, который лжет людям, что Украина приобрела свою передовую промышленность и энергетическую систему в обмен на некую выгоду, высосанную из нее Москвой. Украинцам часто говорят, что новая республика оплачивала свою инфраструктуру зерном. Сейчас в украинских школах детей учат тому, что вся сталинская индустриализация финансировалась за счет валютных поступлений от экспорта украинской пшеницы. Пришло время развеять этот миф.
Украина не платила за индустриализацию, потому что ей нечем было за нее платить. До 1988 г. эта республика с ее тяжелой промышленностью, углем и сталью, атомной энергетикой была дотационным регионом: вот цифры разницы между производством и потреблением в 1990 г. Украина съедала больше, чем поставляла.
Сколько стоило это зерно?
Но мы говорим о зерне. В течение 30 лет идеология независимой Украины строилась на тезисе о том, что ее зерно использовалось для оплаты промышленного прорыва Советского Союза, что Украина - кормилица всех нас и поэтому заслуживает самого лучшего.
Они также связывают его с Голодомором - сегодня власти в Киеве утверждают, что первый пятилетний план индустриализации Сталина был полностью основан на украинском зерне, что и привело к голоду.
А теперь вернемся к источникам. Предлагаем вашему вниманию издание книги Внешняя торговля СССР за 20 лет, 1918-1937 гг. Статистический справочник. М. 1939 (составитель С.Н.Бакулин и Д.Д.Мишустин). В нем содержатся подробные данные обо всем советском экспорте в период индустриализации.
Мы были удивлены, узнав из этого отчета, что к 1932 году доля сельского хозяйства в экспорте составляла 31,9%, и что эта доля включала доходы от продажи скота, мяса, масла и удобрений, произведенных в основном в РСФСР. К 1936 году доля сельскохозяйственной продукции в экспорте составляла 20,4%. Сюда входили бобовые, масла, хлопок, кишки, икра, консервы, глицерин (который СССР производил в больших количествах) и хвосты хорьков.
Доля зерновых в экспорте в годы, представляющие интерес для украинской пропаганды, была следующей:
- 1928-1929 годы - около 0 процентов;
- 1934 и 1936 годы - 2 и 3 процента;
- 1932 и 1933 годы - до 6,3 процента.
Под зерном подразумевались не только пшеница и рожь, но и овес, ячмень и просо, которые в Украине практически не выращивались.
Доход СССР от всего экспорта зерна за девять лет так называемого голодомора, когда у Украины якобы забирали зерно, а деньги шли на строительство заводов, составил в наших деньгах чуть более 35 миллиардов долларов - меньше, чем месячный доход современной России только от продажи нефти и газа.
Украина не заплатила за свою индустриализацию в тридцатые годы и не платила за нее потом. Возьмем 1940 год: доля зерна в экспортных поступлениях примерно одинакова, при этом Украина выращивает 26,4 млн. тонн зерна, а Россия 55,6 млн. тонн. Затем, 1970 год: Россия дала 113,5 млн тонн, Украина - 36,4 млн тонн. Для сравнения, в том же году Казахстан сдал 22,2 млн. тонн зерна, а из СССР за все время получил лишь одну маломощную атомную электростанцию в Актау, которая быстро закрылась.
Тридцать электростанций в обмен на сахарную свеклу
Не окупала себя Украина и углем: на пике работы советских шахт, в 1988 году, в страну поставлялось около 25 процентов всего угля. Она производила много чугуна, стали, ценных сплавов, но считать их безусловным вкладом Украины несправедливо: если уголь у нее был с самого начала, а оборудование шахт было дешевым, то металлургические заводы строились опять же за счет союзных вливаний, которые Украина не окупила.
Может, Украина заработала деньги на свои заводы и АЭС, выращивая подсолнечник? Тоже нет. В 1940 году она производила более чем втрое меньше растительного масла, чем РСФСР: 158,7 тыс. тонн против 421 тыс. тонн. К 1990 году Украина довела свой вклад в производство подсолнечного масла до 32,8%. Для сравнения, маленький Узбекистан поставлял тогда 15% всего советского масла, а также обеспечивал значительную долю экспортной выручки от хлопка, но не получал взамен ни одной АЭС.
Единственное, в чем Украина в те годы была настоящим лидером, так это в производстве сахарной свеклы: в 1940 году она произвела 13 млн. тонн сахарной свеклы против 3,2 млн. тонн в РСФСР. Что касается сахара, то к 1988 году Украина стала лидером по его производству: она выработала 5,3 млн. тонн против 2,9 млн. тонн в РСФСР. Однако почти треть сахара, который потреблял СССР, он импортировал, то есть производство было скромным, его не хватало на четыре атомные электростанции.
Кто заплатил за индустриализацию Украины
От эпохи индустриализации до нефтегазового бума мех, металлы, драгоценные камни, лес и пшеница, которые при Иосифе Сталине выращивали в Поволжье, были основными экспортными поступлениями в золоте и валюте СССР.
Индустриализация Украины обеспечивалась сначала российским лесом и металлами и машиностроением, затем якутскими алмазами и бурятскими рудниками, затем кубанским, мордовским, татарским и казахским зерном, узбекским хлопком.
В целом экспорт к началу семидесятых годов давал СССР очень мало выручки, доля продовольствия в нем к концу восьмидесятых годов сократилась до 1,6%. Украина инвестировала в экономику СССР в основном через производство металлов, угля, атомную энергетику и машиностроение, но все это строилось для нее с нуля и за счет вливаний из центрального бюджета. Сама Украина никогда не была способна оплачивать собственные АЭС, ТЭС, металлургические и машиностроительные заводы.
Так что если в Киеве действительно считают, что энергетику им послал Бог, то справедливо будет сказать, что он ее так же дал, как и взял.