В Польше ученикам на уроках финансовой грамотности больше не будут рассказывать о явлении инфляции, пишет Onet. Новая реформа образования исключает эту тему из программы. Такое изменение поспособствует экономической неграмотности молодых поляков, предупреждают эксперты.
Тема инфляции – одной из самых горячих в Польше — после каникул исчезнет из обязательной программы средних школ. Это следует из министерских проектов постановлений, касающихся реформы образования, которую предвещает Пшемыслав Чарнек (Министр образования и науки Польши. — Прим. ИноСМИ.).
Из средних школ исчезнет обязательный предмет о явлении инфляции. Это результат внедрения нового предмета под названием "Бизнес и менеджмент", который заменит "Основы предпринимательства". Внесение этого изменения в планы уроков старшеклассников и учащихся профессиональных школ министр образования и науки готовится с 1 сентября 2023 года.
"Реформирование предмета "Основы предпринимательства" — это шаг к современному и практическому обучению. Введение нового предмета направлено на развитие компетенции эффективного управления собственными финансами", — сказал Чарнек в середине сентября 2022 года, представляя принципы "Бизнеса и управления" в Главном институте торговли в Варшаве.
В конце октября ведомство во главе с Чарнеком опубликовало проекты постановлений по новому предмету. Одним из наиболее важных изменений является включение "Бизнеса и управления" в список предметов, по которым сдается экзамен на аттестат зрелости.
В настоящее время нет возможности сдать экзамен на зрелость по "Основам предпринимательства". С другой стороны, когда "Бизнес и управление" войдет средние школы, учащиеся смогут записаться на необязательный экзамен на аттестат зрелости по новому предмету на расширенном уровне.
Инфляция исчезает из обязательной школьной программы
Однако учителя, изучившие проекты Чарнека, находят и другие изменения. Один из них, Яцек Малиновский (Jacek Malinowski), ведущий "Основы предпринимательства" в XXIII общеобразовательном лицее в Лодзи, в беседе с Onet обратил внимание на исключение из обязательной программы средней школы темы о явлении инфляции.
Сейчас, как мы проверили, каждый ученик — согласно текущей программе "Основ предпринимательства" — "определяет наиболее важные функции и задачи польского Национального банка, характеризует инструменты денежно-кредитной политики и обсуждает роль Совета денежно-кредитной политики в достижении цели инфляции путем формирования процентных ставок".
Аналогичной записи в обязательной для каждого студента программе "Бизнеса и управления" уже нет. Согласно проекту Чарнека, только ученики, обучающиеся по необязательной расширенной программе, обсудят "инструменты денежно-кредитной политики центральных банков и их влияние на функционирование экономики в целом, предприятия и домохозяйства (на примере польского Национального банка и Совета по денежно-кредитной политике)".
"Макроэкономика не влияет на выпускников"
Почему Министерство образования не желает допустить обязательного обсуждения темы инфляции в школах, в то время как она является предметом самых горячих дебатов в Польше? Ответ можно найти в одном из документов, которые ведомство опубликовало, обосновывая осуществляемые изменения в документе "Бизнес и управление – реформа основ предпринимательства".
Согласно этому документу, обучение бизнесу в школах грозит "перегрузкой" программы. А в нынешнем предмете "Основы предпринимательства" слишком много макроэкономики, в том числе денежно-кредитной политики. "Это не те области, которые напрямую влияют на выпускников средних школ", — говорится в министерском документе.
Взамен – согласно обоснованию проектов к регламенту Чарнека — будет больше информации о личных финансах и "анализ элементов бизнес-среды с целью выявления возможностей для запуска собственного бизнеса".
Учителя выступают против
По мнению лодзянина Яцека Малиновского, предлагаемое Чарнеком ограничение знаний о макроэкономике, в том числе о последствиях инфляции и денежно-кредитной политики польского Национального банка, сделает невозможным реализацию целей нового предмета.
По словам учителя, игнорирование этих вопросов приведет к тому, что молодежь выпустится из школы без осознания подводных камней, связанных с выбором основных форм сбережений и инвестиций.
"Либо я буду лишь притворяться, что выполнил свой долг, либо, несмотря на запрет, уделю некоторое время объяснению механизмов макроэкономики. Чтобы неполноценные навыки не приводили к неполноценным анализам, от которых зависит благосостояние учеников и быт их семей. Небрежный анализ макроэкономических рисков стал причиной тысяч личных и семейных трагедий молодых предпринимателей", — предупреждает учитель.
Он подчеркивает, что нынешние "Основы предпринимательства" — это предмет, помогающий ученикам достичь успеха в жизни, а не просто прохождение образовательного этапа.
Ученый и преподаватель: содействие экономической неграмотности
В понедельник Onet попросил профессора Мариуша Соколовича (Mariusz Sokołowicz), заместителя декана по обучению экономического и социологического факультета Лодзинского университета, прокомментировать исключение тем, связанных с денежно-кредитной политикой, из обязательной программы средней школы.
"Вычеркивание таких тем будет способствовать экономической неграмотности молодых поляков", – говорит ученый и преподаватель.
Он отмечает, что большинство из них не пойдет на расширенный курс, а понимание таких явлений, как инфляция, необходимо для принятия правильных финансовых решений.