Надежда сидела одна в пустой квартире и прислушивалась ко всем звукам за дверьми. Среди множества вариантов она точно узнала бы самый долгожданные шаги. Они принадлежали ее внуку Мишке, который в последнее время не баловал ее своим вниманием. Почти семь лет после гибели сына, мальчишка оставался для ее единственной отрадой, они жили в мире и добре.
- Я еще женщина молодая, не могу себя зарывать в бытовых трудностях, - сказала невестка вскоре после трагедии, - Вот устроюсь на новом месте, потом сына заберу.
- Для Миши будет стрессом, сразу после потери отца, расстаться с матерью, - пыталась здраво рассуждать Надежда, постаревшая за эти несколько дней.
- Он еще маленький, к тому же остается не с чужими людьми, а с родной бабушкой, - категорично заявила Анна и исчезла из их жизни на несколько лет.
Первое время пенсионерке непросто давался уход за активным и подвижным мальчишкой, которому недавно исполнилось шесть лет. Но особенного выбора у нее не было, пришлось привлекать внутренние силы и весь потенциал для преодоления сложностей. Ей приходилось готовить внука к школе, заботиться о его здоровье и хорошем настроении, что порой давалось непросто.
- Не хочу есть этот противный суп, - капризничал Мишка, - И вообще я к маме хочу!
- Мама сейчас немножко занята, но она обязательно приедет к нам в гости скоро, - пыталась обманывать мальчишку бабушка, которая на самом деле ничего не знала о планах невестки.
- Не хочу скоро, хочу сейчас и сразу! - хныкал ребенок, а бабушка не находила слов для его успокоения.
Анна приехала в родной город на несколько дней перед походом сына в первый класс.
- Вот и замечательно, - радовалась Надежда, - Поведем Мишу в школу вместе!
- Я вообще-то не собиралась задерживаться на столь долгое время, - недовольно сказала женщина, - Ну да ладно, успею еще справиться с многочисленными делами и заботами.
В большом городе Анне удалось устроиться на хорошую работу и снять квартиру. Но этого ей казалось недостаточно, поскольку амбициозная барышня рассчитывала на большее. Она действительно много работала, грезя покупкой квартиры, но до этого момента было еще очень далеко.
- Не могу пока что забрать с собой Мишку, - сказала Анна свекрови, сразу после возвращения со школы, - Пусть пока что у вас поживет, а там видно будет.
- Конечно, нам вместе веселей и мне болеть даже некогда, - искренне ответила Надежда.
Первое время она действительно переживала и волновалась, что не сможет справляться с внуком, а потом все вошло в колею. Мишка рос послушным и хорошо учился в школе, что ни могло не радовать. Его хвалили учителя и не было конфликтов с ровесниками, что тоже являлось показателем для рассудительной женщины. Во внуке она нашла отраду, поэтому стала бояться, что невестка может забрать его к себе. Но Аня не торопилась это делать, она редко приезжала в гости и вскоре Мишка перестал сильно скучать по маме, привыкнув к такому положению дел.
Когда Мише исполнилось девять лет, Надежда отдала внука в кружок карате, позже он сам захотел заниматься танцами. Бабушка с внуком жили на одну пенсию и периодические денежные переводы Анны, но на них не приходилось рассчитывать из-за нестабильности. В начальных классах мальчишка не отличался непредсказуемостью или капризами, охотно выполняя все просьбы бабушки. Первые трудности начали проявляться по мере приближения переходного возраста.
- Я хочу новый телефон. У всех одноклассников крутые модели, а у меня устаревшая, - сказал однажды Миша, после возвращения из школы.
- Внучек, я бы с радостью, но не могу сейчас купить тебе новый телефон. Пенсия маленькая, а жить нам на что-то нужно. Давай подождем Новый год, может приедет мама пришлёт и тогда сможем обновить тебе телефон.
С процессом взросления запросы у Мишки росли, поскольку он сравнивал себя со сверстниками и понимал, что проигрывает им по всем показателям. Хотелось купить модные кроссовки или наушники, а у бабушки на это не было денег, хотелось крутые джинсы… Опять нет денег.
Мама появлялась редко, приезжая на несколько дней по своим делам и улетая в обратном направлении. За это короткое время она не проявляла особенной заботы о сыне, предпочитая отделываться дежурными вопросами или подарками. Но она никогда с ними не угадывала, поскольку не знала интересов и увлечений мальчика. Надежда переживала, что Михаил чувствует себя обделенным и делала все возможное для его счастья и спокойствия. Когда совсем приходилось туго с деньгами, она звонила невестке и объясняла ситуацию. Особенного восторга подобные звонки у Анны не вызывали, но она пыталась не особенно остро демонстрировать недовольство.
- Мне кажется, Миша может спокойно походить со старым телефоном, нечего деньги тратить на ерунду, - говорила она, узнав о плане свекрови.
- Так его же ровесники задевают, к тому же старый уже действительно работает плохо и выглядит не особенно презентабельно.
- Ладно уже, Новый Год все-таки, сделаем подарок. Но давайте не будем малого баловать, а то потом сами пожалеем о содеянном, да поздно будет.
Но Надежда не могла не баловать внука, хотя бы в меру своих скромных возможностей. Она считала его и так обездоленным, из-за отсутствия полной семьи, чтобы еще больше ущемлять в желаниях. Каждый раз пенсионерка пыталась подсовывать ему карманные деньги, старалась готовить вкусности и радовать мелочами. Они уже настолько сильно привыкли к существующему жизненному укладу, что категорически не хотели ничего менять. Несколько раз в неделю бабушка с внуком ходили на секции, по воскресеньям пекли пироги и были счастливы в собственном маленьком мире, исключая некоторые нюансы.
А потом приехала Аня, довольная и радостная с полными пакетами деликатесов и сюрпризов. Она прибывала в хорошем настроении, радовалась покупке новой квартиры и строила грандиозные планы на ближайшее будущее.
- Теперь я могу забрать с собой сына, - щебетала она, не обращая внимание на перепуганный вид свекрови, - Спасибо вам за помощь и участие, дальше мы справимся сами.
- Я вам больше не нужна? - как-то испуганно спросила Надежда.
- Миша не перестает быть вашим внуком, не волнуйтесь, он будет приезжать к вам в гости.
Потом они уехали, а Надежда осталась одна в неожиданной опустевшей и холодной квартире. Там остались некоторые вещи внука, от чего было еще больней, но умом женщина прекрасно понимала, что так будет лучше для мальчика. Она никому не жаловалась, радовалась редким звонкам и жадно вслушивалась в новости. Мужа она потеряла давно, потом трагически не стало сына, внук оставался единственной радостью в жизни. Но не так много радости оставалось после вхождения Мишки в подростковый период.
- Совсем разбаловался мальчишка, - жаловалась Аня по телефону свекрови, - Неуправляемый совершенно, постоянно всем недоволен и претензии выдвигает.
- Может ко мне его пока отправишь? - спрашивала Надежда робко, - Сама отдохнешь, а мы глядишь найдем причины плохого настроения и преодолеем кризис.
- Нет, пусть привыкает к жизни по взрослым правилам. К вам Мишка сможет приехать на каникулы, только не управитесь вы с оболтусом.
Но Надежда отказывалась верить в испорченность любимчика, списывая все на усталость и недовольство невестки. Она не сомневалась в успешном нахождении общего языка с ним, ожидая встречи. Но в гости приехал уже не тот милый и забавный мальчишка, который лазил по детской площадке, гонял мяч во дворе и пек пироги. Приехал модно одетый подросток, не особенно радующийся необходимости гостить у пожилой родственницы.
- Я напекла твоих любимых пирогов, - пыталась угождать гостю Надежда.
- Не люблю я уже пироги, предпочитаю пиццу, - не особенно переживал относительно своей бестактности парень.
- Хорошо, в следующий раз, что-то придумаем, - суетилась бабушка, стараясь угодить Мишке, - Расскажи мне внучек: почему ты бросил спортом заниматься? Тебя же тренер сильно хвалил и шансы на успехи были немалые.
- Ба, у меняя вообще-то каникулы, так что не порти настроение своими вопросами. А то дома мать достает учебой, а теперь еще и ты вопросами достаешь.
Надежда больше не доставала, не желая обострять конфликты или портить настроение. Она просто любила этого непокорного мальчишку, делая все возможное для обеспечения ему комфорта и личного удобства. Обычно через неделю нахождения рядом с доброй бабушкой, Мишка оттаивал и переставал показывать всем колючки, становился привычным ребенком, с которым можно было обо всем болтать и пить чай с пирогами.
- Так не хочется в город ехать опять, - говорил он по мере приближения отъезда.
- Тебе там плохо? - не понимала причины его ухудшающегося настроения бабушка.
- Мне там скучно. Мама вещи покупает дорогие и телефон очередной новый купила, а на соревнования мои некогда было приходить.
- Ты поэтому спорт бросил?
- Отчасти поэтому, это же никому не нужно! - искренне возмущался подросток.
- Если это нужно тебе, нельзя останавливаться!
- Я сам не знаю уже, что именно нужно, - растерянно говорил Миша, - Вот учеба мне вряд ли пригодиться, но учиться приходиться постоянно.
Надежда переживала, волновалась и постоянно наставляла внука. Но контролировать его поведение на расстоянии казалось задачей повышенной сложности. Поскольку вскоре после отъезда, он опять становился колючим и нервным, болезненно реагируя на критику или замечания.
- Ты бы помягче с Мишей была, - сказала пенсионерка невестке во время очередного общения с ней по телефону.
- Жаловался на меня, что ли? - не поняла Анна, - Так он катастрофически неуправляемый, вообще не представляю, как ним даже разговаривать.
- Ему просто не хватает любви и заботы, - рассуждала бабушка, - Отца нет, мать работает много, единственная бабушка находится далеко.
- Ну давайте все вместе сядем дома и будем нянчится с проблемным подростком только потому, что у него тонкая душевная организация! - сердилась Анна, списывая подозрения свекрови на возраст, - Хватить его нянчить, как малыша несмышленого. Пусть растет мужчиной и учится отвечать за свои поступки!
К общему знаменателю в этом вопросе они так и не пришли, поэтому постоянно спорили и периодически вступали в словесные баталии. Надежда не рисковала проявлять особенную настойчивость. Она всегда опасалась того, что невестка запретит или увезет внука за границу, поэтому не позволяла себе гладить ее против шерсти.
В старших классах найти общий язык с Мишей по любым вопросам, становилось почти нереально по ряду причин. Он легко выходил из эмоционального равновесия, невольно создавал проблемы окружающим своим поведением и отказывался делать работу над ошибками. Он больше не торопился навещать бабушку, предпочитая на каникулах тусоваться с друзьями на улицах города.
- Внучек, когда в гости приедешь? Соскучилась я по тебе уже очень сильно.
- Сейчас некогда, потом приеду, как время появится.
Но времени не появлялось, поведение оставляло желать лучшего, невестка сердилась и высказывала Надежде свое недовольство.
- Все ваши методы воспитания! А я предупреждала, что потом столкнемся с подобным!
Надежда переживала, нервничала и вскоре оказалась в больнице с гипертоническим кризисом. Ее нашла соседка в коридоре без сознания и поторопилась вызвать докторов. Невестка и внук приехали в больницу через пару дней, сразу после того, как узнали о госпитализации родственницы. Анна выкладывала фрукты и болтала всякую ерунду, Миша стоял в углу палаты и испуганно взирал на ослабевшую бабушку. Уже перед уходом он подошел к ней и взял за руку.
- Ба, я так давно не ел твоих пирогов. Давай напечем сразу после твоего выздоровления.
- Обязательно напечем, я обещаю скоро вернуться в хорошую форму, - сказала Надежда, боясь расплакаться.
Потом они действительно болтали на кухне о всякой ерунде, вспоминали прошлое и мечтали. У Миши было множество желаний и надежд, бабушка выполняла роль надежного тыла. Вот и сейчас она сидела на кухне и прислушивалась к шагам в ожидании знакомых звуков. Они с Мишкой сегодня собирались отправиться в парк на прогулку и посидеть на лавках с пиццей.
Парень опаздывал, потому что проспал, а потом не успел на автобус, а после забыл купить бабушке в подарок свежее печенье. Но Миша торопился, переживал и злился на себя из-за опоздания. В последнее время он вообще стал бояться опаздывать, поскольку можно было по глупости что-то потерять и не успеть, а потом жалеть всю жизнь. Этого допустить было никак нельзя, потому что кроме доброй бабушки и требовательной мамы ему не к кому было спешить в этой жизни.
Автор: Алина Краснова