Хотя спорт часто рекламируется как средство получения положительного опыта, многие исследования спортивных культур – особенно спорта высоких достижений – показали, как хищническое или оскорбительное поведение тренеров может возникнуть и быть терпимым.
Возможность (и реальность) жестокого обращения в детско-юношеском спорте зависит от различных факторов. Это включает в себя репутацию тренера, который воспитывает «чемпионов», денежные медали, давление на спортсмена, боль и дискомфорт во время тренировок, и общую культуру послушания.
По этим причинам надежная и устойчивая политика защиты детей стала важным шагом для обеспечения того, чтобы люди – молодые и старые – могли продолжать получать удовольствие от занятий спортом.
Однако риск заключается в том, что эти необходимые меры предосторожности могут непреднамеренно создать путаницу и культуру подозрительности между коллегами, родителями и спортсменами. Когда даже поздравительное «дай пять» или ободряющее похлопывание по спине могут быть неверно истолкованы. Нужно понять, как найти правильный баланс.
Обеспечение безопасности детей
Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его тренер. Задача этого человека в условиях нашего общества – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного члена социума, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.
У каждого человека есть психологически комфортная дистанция. Если собеседник ее нарушает, возникает неловкость или даже отвращение. Тренер является наставником, от которого зависят успехи или неудачи в спорте. Власть меняет людей, но сильнее всего это чувствуется в спорте. Нередко спортсмены, достигнув определенного уровня, уходят в тренерство. Новый пост и возможность влиять на других не всегда сказываются хорошо. Появляется агрессия, которая объясняется строгим подходом к воспитанию подрастающего спортивного поколения.
Родители не хотят, чтобы на их детей кричали, били и унижали. Как ни странно, но у многих тренеров есть проблема с контролем эмоций. Малейшее отклонение от нормы выводит их из себя, а ребенок постоянно боится и чувствует себя виноватым. Какой вырастет спортсмен из такого ребенка? Еще один запуганный член нашего общества.
Тренер должен уметь находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Он обязан выяснить комфортные психологические границы своих ребят, чтобы не нарушать их. Если для одного спортсмена, крик – это побуждающий фактор, другой может впасть в ступор. Только индивидуальный подход сделает наставника по-настоящему ценным. Кричать на всех и раздавать оплеухи – много ума не надо, а найти правильный баланс в общении со спортсменом – талант.