22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из блокадного Ленинграда
После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, вопрос обеспечения города продовольствием, топливом и энергией стал важнейшим. Было очевидно, что устройство воздушного моста лишь в минимальной степени удовлетворит потребности второго по численности города Советского Союза. Оставался единственный транспортный коридор — по Ладожскому озеру. Этот путь в предвоенное время практически не использовался, но тем не менее именно он и стал спасительным для Ленинграда и его жителей.
С конца октября начались работы по подготовке ледовой трассы. Ладожское озеро капризно, неспокойно, даже самые сильные морозы не могут его сковать полностью. Сильный ветер ломает лёд, появляются трещины и промоины. Но другого выхода не было. Люди следили за озером, ждали. Чтобы прошли грузовики с тонной груза, лёд должен быть не меньше 20 см. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20 ноября – уже 18 см. По льду прошли учёные-гидрологи, за ними строители и военные - лёд выдержал.
22 ноября 1941 на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА. Утром следующего дня они уже везли продовольствие из поселка Кобона в осажденный город. В ледяных торосах на не укатанной еще трассе они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью — шансов на то, что в плохой видимости, в метели, а тем более в ночной темноте или утреннем полумраке его хватятся и обнаружат, были невелики.
Первая автомобильная «навигация» закрылась только в середине весны, 21 апреля 1942 года — к этому моменту лед, в разгар зимы достигший метровой толщины, начал таять. На протяжении почти всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз иногда приходилось переносить на руках — подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие, движение продолжалось.
Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тысячу тонн грузов, в том числе 262 тысячи тонн продовольствия, и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей.
#СледственныйКомитет #СКРоссии #СКР #ИЦСКР #Информационныйцентр