Найти тему

22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из блокадного Ленинграда

22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из блокадного Ленинграда

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады, вопрос обеспечения города продовольствием, топливом и энергией стал важнейшим. Было очевидно, что устройство воздушного моста лишь в минимальной степени удовлетворит потребности второго по численности города Советского Союза. Оставался единственный транспортный коридор — по Ладожскому озеру. Этот путь в предвоенное время практически не использовался, но тем не менее именно он и стал спасительным для Ленинграда и его жителей.

С конца октября начались работы по подготовке ледовой трассы. Ладожское озеро капризно, неспокойно, даже самые сильные морозы не могут его сковать полностью. Сильный ветер ломает лёд, появляются трещины и промоины. Но другого выхода не было. Люди следили за озером, ждали. Чтобы прошли грузовики с тонной груза, лёд должен быть не меньше 20 см. 17 ноября толщина льда была 10 см, 20 ноября – уже 18 см. По льду прошли учёные-гидрологи, за ними строители и военные - лёд выдержал.

22 ноября 1941 на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков ГАЗ-АА. Утром следующего дня они уже везли продовольствие из поселка Кобона в осажденный город. В ледяных торосах на не укатанной еще трассе они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью — шансов на то, что в плохой видимости, в метели, а тем более в ночной темноте или утреннем полумраке его хватятся и обнаружат, были невелики.

Первая автомобильная «навигация» закрылась только в середине весны, 21 апреля 1942 года — к этому моменту лед, в разгар зимы достигший метровой толщины, начал таять. На протяжении почти всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз иногда приходилось переносить на руках — подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие, движение продолжалось.

Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тысячу тонн грузов, в том числе 262 тысячи тонн продовольствия, и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей.

#СледственныйКомитет #СКРоссии #СКР #ИЦСКР #Информационныйцентр