Найти в Дзене
А101 Лёрнити

КЕМ СТАНУ

О профессиональной траектории, а не о выборе профессии мы говорим с ведущими форсайт-сессии для подростков и родителей Наталией Гашковой и Тимуром Жаббаровым. Означает ли это, что «у самурая нет цели, а есть только путь»? Команда Лёрнити объединила свои усилия с разработчиком образовательных программ Smart Course на форсайт-сессии для подростков и родителей, которая посвящена проектированию будущей профессиональной траектории в условиях быстро меняющегося мира. Тимур Жаббаров, предприниматель, управляющий партнер Smart course, концепт-директор, ведущий развивающих программ для подростков, соавтор модели «5 Шагов Осознанного Выбора» и челлендж бука «Ок, что дальше?!» Наталия Гашкова, карьерный консультант, трекер, автор методики профориентации, преподаватель. В Лёрнити ведёт курсы «Знакомство с профессиями» для ребят 9-11 лет и «Я выбираю профессию» для ребят 12+. – Наша форсайт-сессия посвящена проектированию профессиональной траектории. Почему мы так витиевато выражаемся и не гово

О профессиональной траектории, а не о выборе профессии мы говорим с ведущими форсайт-сессии для подростков и родителей Наталией Гашковой и Тимуром Жаббаровым. Означает ли это, что «у самурая нет цели, а есть только путь»?

Команда Лёрнити объединила свои усилия с разработчиком образовательных программ Smart Course на форсайт-сессии для подростков и родителей, которая посвящена проектированию будущей профессиональной траектории в условиях быстро меняющегося мира.

Тимур Жаббаров, предприниматель, управляющий партнер Smart course, концепт-директор, ведущий развивающих программ для подростков, соавтор модели «5 Шагов Осознанного Выбора» и челлендж бука «Ок, что дальше?!»

Наталия Гашкова, карьерный консультант, трекер, автор методики профориентации, преподаватель. В Лёрнити ведёт курсы «Знакомство с профессиями» для ребят 9-11 лет и «Я выбираю профессию» для ребят 12+.

-2

– Наша форсайт-сессия посвящена проектированию профессиональной траектории. Почему мы так витиевато выражаемся и не говорим о выборе профессии?

Наталия: Важно не выбрать, а научиться выбирать. На сессии вы разберётесь, какие вопросы нужно себе задавать, от чего отталкиваться, чтобы выбор был осознанным.

Тимур: Работая в сфере профориентации 10 лет, мы в команде Smart course перестали использовать слово «профориентация» или словосочетание «выбор профессии». Говоря «профессиональное самоопределение» или «построение профессиональной траектории», мы хотим подчеркнуть несколько тезисов.

Во-первых, профессия — это никогда не конечная точка, в которую мы приходим, а путь, который мы идём. И это не только красивое философское изречение, но и основание для принятия решений и формирования другого отношения к промежуточным достижениям.

Во-вторых, важно, чтобы решения по поводу своего будущего подросток принимал сам, даже если в моменте эти решения кажутся странными или приводят к ошибкам. В долгосрочной перспективе человеку необходимо научиться опираться на собственные решения, ведь он будет затем делать это всю дальнейшую жизнь.

-3

– Почему же тогда с родителями?

Наталия: Общение со сверстниками – возрастная норма. Природа, а вовсе не дурной характер заставляет молодого человека становиться автономным, самостоятельным и сепарироваться от родителя. Однако родители – это ключевой  ресурс, без которого молодому человеку будет очень сложно. Поэтому особенно важно в этот момент наладить коммуникацию, договориться и принять единый план и правила.

Тимур: Мы убеждены, что отношения между родителями и детьми важны. Если контакт налажен — он становится источником огромного ресурса. Если контакт нарушен, то вместо источника поддержки, отношения в семье становятся препятствием и поглотителем энергии. Наша команда считает важным способствовать построению значимых отношений между родителями и детьми, а выбор ближайшего шага развития, профессиональной траектории — хорошее пространство для их построения.

-4

– Что мы можем сказать подростку, который считает, что родителям не стоит лезть на эту территорию, ведь это его будущая жизнь? Что мы можем сказать прогрессивным родителям, которые считают, что они не вправе лезть к ребёнку со своими советами?

Наталия: Мы как эксперты, полностью поддерживаем их. Выбор своего будущего молодой человек должен делать сам, и наша сессия о том, как это сделать. Сформулировать, какие ресурсы, помощь и поддержка вам нужны и договориться с семьей об этой поддержке.

Тимур: Есть тонкий баланс между «достаточно» и другими полярными состояниями. Слишком много влияния родителей — и ребенок хочет отстраниться, отказывается задавать вопросы и видеть экспертизу родителей.

Слишком мало вовлечения родителей — и ребенок теряет готовность экспериментировать, сложно справляется с новым, начинает искать другие точки опоры.

Если подросток активно отстраивается, стоит оставить решение о совместном участии на его стороне.

Если родитель чувствует, что в жизни подростка происходит что-то, нуждающееся в его, родителя, внимании, возможно, дать это вниманиелучшее, что родитель может сделать.

-5

– В Лёрнити сейчас проходит длительный профориентационный курс для подростков. Как за 3,5 часа сессии нам удастся спроектировать профессиональную траекторию, да еще индивидуальную, для каждой семьи?

Тимур: Наша задача — пройти по модели принятия решений «5 шагов» и на основе этого опыта создать пространство для обсуждения в семье текущего состояния и ближайших шагов.

Наталия: На сессии мы не проектируем профессиональную траекторию, а научаемся её проектировать. Мы генерим гипотезы для проверки – что мне интересно и что я хочу проверить. И договариваемся о том, как молодой человек будет выбирать, а родитель его в этом поддерживать. Каждая семья разработает свой набор правил, действий и инструментов.

-6

– Нашим партнёром и соавтором сессии стала команда Smart Course, у которой есть большой опыт проектирования в образовании как со взрослыми, так и с детьми.

Расскажите подробнее о модели «5 шагов». Действительно ли в её основе лежит научный метод? Где она применялась и применяется?

Тимур: Модель опирается на современные знания и теории о возрастной психологии, процессах развития подростка, процессах принятия решений, формировании навыков. На её основе построены сотни обучающих программ, систем сопровождения, проектов и продуктов, связанных с развитием профессионального самоопределения. В рамках партнерской сети Smart course через программы, построенные на модели 5ШОВ прошло несколько тысяч семей.

– Очень нравится, что обязательная часть «Пяти шагов» — создание диалога родителей и подростков. Как удастся решить на сессии эту довольно сложную задачу?

Тимур: Чтобы возник диалог, нужно, чтобы люди оказались в безопасном пространстве, имели общую цель и ресурсы.

Собственно это мы и создаём в рамках сессии: даём четкие задачи, формулируем общую цель и разворачиваем настолько безопасное пространство, насколько это возможно.

-7

– Что будет результатом сессии для участников?

Наталия: Родитель и подросток понимают, что выбор своего будущего молодой человек  должен делать сам. Родитель и подросток понимают, что они вместе будут делать для этого. Молодой человек понимает, на какую поддержку родителя он может рассчитывать. А родитель – какую помощь ожидает от него его ребенок.

Каждая команда уйдет с сессии с планом действий, ближайших шагов.

Тимур: Общее представление о том, чего не хватает подростку, чтобы более комфортно планировать собственное будущее и предпринимать в нём конкретные шаги, и что готов сделать родитель, чтобы поддержать на подростка на этом пути.

– Что будет результатом сессии для организаторов?

Наталия: В районах А101 будет расти сообщество подростков и родителей, которым важны вопросы выбора будущего, самоопределения.

-8