Найти тему
Николай Цискаридзе

«Каменный гость»

«Вот она... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти – пусти мне руку...
Я гибну – кончено – о Дона Анна!»

16 ноября 1830 года, в первую болдинскую осень, когда из-за эпидемии холеры А. С. Пушкин был вынужден три месяца провести в имении отца, где поэт завершил работу над трагедией «Каменный гость».

Весь цикл «Маленьких трагедий» до сих пор является загадкой для пушкинистов. Каждая из пьес – будто отрывок из утерянного произведения большой формы, но в этом отрывке предельно сконцентрированы суть конфликта и философия персонажей. В одном ученые сходятся: «Маленькие трагедии» – эпическая фреска, на создание которой поэта вдохновили размышления о европейской культуре (ее частью стала ощущать себя и русская культура пушкинской поры).

В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» – это Средневековье, «Каменный гость» – Возрождение, «Моцарт и Сальери» – Просвещение, а «Пир во время чумы» формально является переводом драматической поэмы Вильсона – поэта британской «озерной школы» эпохи романтизма.

Сценическая судьба «Маленьких трагедий» начала складываться еще при жизни Пушкина. 27 января 1832 года в Петербурге представили «Моцарта и Сальери», но успеха не случилось: трагедию сыграли во время съезда гостей, которые приобрели билеты на водевили Шаховского… Премьера «Скупого рыцаря» была назначена на 1 февраля 1837 года, но за три дня до того скончался раненный на дуэли Пушкин, и спектакль был отменен.

Вообще, «Маленькие трагедии» нельзя причислить к самым востребованным произведениям отечественной сцены. С момента первых опытов и по сей день над ними витает проклятье «несценичности». Упорно штурмовали «Маленькие трагедии» в Александринском театре (носящем, кстати, имя А.С. Пушкина). В 1962 году там вышел спектакль «Маленькие трагедии», к которому режиссер Леонид Вивьен шел несколько десятилетий. В спектакле были заняты прекрасные актеры – Николай Черкасов, Николай Симонов, Лидия Штыкан, Владимир Честноков, Нина Мамаева, но критики отмечали, что части постановки не получились равноценными. «Слабым звеном» спектакля Вивьена признали «Каменного гостя».

-2

Дон Жуан (или Дон Гуан, как называет его Пушкин) – это архетипический герой многих произведений. Согласно испанским преданиям, в средние века жил такой вельможа, который пользовался своим высоким положением и совращал женщин. Вместе с ним в похождениях были замечены представители власти, поэтому Жуан не получил наказания за свои поступки. Никто не мог найти на него управу, пока он не совершил из ряда вон выходящее злодеяние. Он убил командора и похитил его дочь. Рыцари-калатравцы решили наказать его, раз уж власть бездействует. Они назначили ему свидание в церкви от имени красивой дамы. Ночью они пронзили его шпагой прямо перед памятником убитого им командора. А затем по городу разнесся слух о том, что сама статуя совершила акт правосудия. Сюжет пьесы «Каменный гость» был подсказан именно этой легендой.

Не секрет, что русскому поэту были хорошо известны опера Моцарта, о которой речь идет в эпиграфе, комедия Мольера, поэма Байрона. Все эти величайшие творения пронизывает классический сюжет. Здесь рассказывается о неординарной личности Дон Жуана. Создавая свое произведение, Александр Сергеевич показал свое истолкование истории Дон Жуана. В его версии герой пал жертвой своих нечестивых страстей. Само провидение наказало его.

Пьеса «Каменный гость» заставляет задуматься о том, что цинизм и жестокость всегда находят себе врагов. В вечных конфликтах человек не уцелеет. Поэтому не стоит идти против мира и людей, желая взять от жизни все и не считаясь с ценником. Рано или поздно такое поведение обернется расплатой...

-3

В этот же день, только спустя три года – в 1833-м – Пушкин окончил в Болдине работу над «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Как ни странно, этот день в судьбе поэта стал знаковым. Опять-таки 16 ноября 1836 г. А.С. Пушкин получил анонимный пасквиль, оскорбительный для его чести и чести его жены. Заподозрив в составлении анонимного письма нидерландского посланника при русском дворе барона Геккерна, поэт на следующий день вызвал на дуэль приемного сына барона Дантеса. Тогда усилиями Геккерна и друзей Пушкина дуэль удалось предотвратить...

Дорогие друзья, предлагаю вам посмотреть два варианта «Каменного гостя». Опера Дарогомыжского 1979 года (ее можно легко найти в сети), с великолепными голосами Большого театра : Владимир Атлантов, Тамара Синявская, Тамара Милашкина. И фильм Михаила Швейцера «Миленькие трагедии», с Владимиром Высоцким и Натальей Белохвостиковой.

Николай Цискаридзе