68,6K подписчиков

И всё-таки это советский нуаро-вестерн

4,7K прочитали
Пересказывать сюжет фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987) не имеет смысла, так как эту самую резонансную криминальную драму 80-ых знают, наверное, все, кто хоть немного интересуется кино.
Пересказывать сюжет фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987) не имеет смысла, так как эту самую резонансную криминальную драму 80-ых знают, наверное, все, кто хоть немного интересуется кино.-2

Пересказывать сюжет фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987) не имеет смысла, так как эту самую резонансную криминальную драму 80-ых знают, наверное, все, кто хоть немного интересуется кино. Поговорим о жанровой принадлежности этого в высшей мере качественного, хотя и не лишенного политической конъюнктуры проекта.

Начнем издалека, а именно, с термина «истерн», который неуместно используется отечественными кино-обозревателями. Так характеризуются японские и корейские фильмы, кои без проблем превращаются в вестерны. Вспоминайте картины Акиры Куросавы «Телохранитель» и «Семь самураев».

Приключенческие фильмы из СССР, действие которых преимущественно происходило в годы гражданской войны, всегда были в классическом киноведении «редстернами», то есть «красными вестернами» (опять же игра слов, ибо созвучно «красной звезде» на буденовке). Явление многообразное: от «Неуловимых мстителей» до «Шестого».

Ещё были именно советские вестерны, с ковбоями и индейцами, как то предполагал жанр. Можно вспомнить «Всадника без головы» и даже «Человека с бульвара капуцинов». Во всех этих случаях учитывалось, что действие происходило на «периферии цивилизации».

Нуаро-вестерн был настолько мрачным явлением, что назвать его приключенческой или авантюрной лентой не поворачивался язык. В Советском Союзе таковыми считались фильмы «Никто не хотел умирать», «Три гильзы от английского карабина», « В стреляющей глуши». И, конечно же, «Холодное лето пятьдесят третьего».

От вестерна фильму досталось место действия - удаленная северная деревня, где неприметно течет жизнь, как местных жителей, так и двух «ссыльных». Именно сюда забредает банда освобожденных по амнистии уголовников, которые захватывают небольшой населенный пункт.

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)
Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

Что же досталось этому фильму от собственно нуара, то есть мрачной криминальной драмы? Нередко главный герой в нуаре являлся фронтовиком. «Лузга» - бывший капитан полковой разведки. Опять же главный герой находится между двумя мирами. Частный детектив вхож и в сферу криминала, и в мир закона. «Лузга» был осужден, так как пробыл «больше положенного» за линией фронта, оказавшись на некоторое время в немецком плену.

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)
Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

В нуаре никому из персонажей не приходится рассчитывать на силу закона. В «Холодном лете» почти сразу же убит участковый, у которого имелся автомат. А потому выкручиваться из ситуации приходится самостоятельно.

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)
Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

Если вспоминать классические криминальные ленты 40-ых годов, то там почти везде наличествует колоритный негативный персонаж. В данном случае это вор в законе «Барон», которого сыграл один из самых «уголовных актеров» отечественного кинематографа Владимир Головин. Его фраза: «Кто это МЫ? Ты и твои вошки?» - стала и вовсе крылатой.

Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)
Кадр из фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987)

Ну и опять же очень важно, что в нуаре фактически нет счастливого финала. Если главный герой и остается живым, то он опустошен. В «Холодном лете» погибли и бывший инженер по кличке «Копалыч», и дочь местной кухарки. Если вы будете смотреть фильм с учетом этих жанровых особенностей, то «всё встанет на свои места». Здесь нет ничего случайного.