Калужский завод Кадви выпускает две разновидности снегоуборщиков СУН.1. Одна называется «Угра» и предназначена для мотоблоков «Угра», имеющих вал отбора мощности (ВОМ). Вторая называется «Ока» и предназначена для работы с мотоблоками, имеющими шкив для ремня навесного оборудования.
Но так получилось, что мне сначала достался неисправный мотоблок «Каскад», который, как и «Ока», имеет шкив, а когда мотоблок был починен, то мой хороший друг отдал мне ставший ему ненужным снегоуборщик СУН.1 «Угра». И грех было отказывается от такого предложения.
Снегоуборщики имеют минимальные, но весьма важные отличия друг от друга. «Угра» приводится в действие ремнем от углового редуктора, прикрученного к ВОМ, и поскольку последний отключается и подключается на самом мотоблоке, снегоуборщик не имеет никаких механизмов, обеспечивающих его отключение от двигателя. «Ока» же, всегда подключенный ремнем к двигателю, имеет механизм натяжения этого ремня — устройство, аналогичное приводу на колёсный редуктор. И моя задача — обеспечить работу казалось бы несовместимых устройств.
Перво-наперво, надеваем снегоуборщик на мотоблок.
К счастью, крепление обоих видов снегоуборщика идентично: на штырь с фиксацией шплинтом точно таким же, как на колёсах. Правда, изначально Т-образный наконечник прикручивается к корпусу снегоуборщика болтами М12, вставленными в пазы шириной миллиметров 14, если не больше; и усилие прижима передавалось через довольно тоненькие шайбы, которые с задачей совсем не справлялись. Поэтому я сразу усилил конструкцию самодельными пластинами, вырезанными из стальной полосы с просверленным отверстием 12мм. Затянуть удалось так, что аж пружинные шайбы раздавило. Надо будет их поменять.
А дальше предстояло самое интересное. Как видим, соосность шкивов мотоблока и снегоуборщика хорошая.
Мерям длину ремня. Получается что-то около 134 см. При этом необходимый профиль — А, как и у ремня переднего хода. Значит можно заказать ремень А1400, коих в любом магазине навалом.
Была сначала мысль использовать натяжитель ремня заднего хода, ибо изначально этот ремень у меня отсутствовал, и нужды в нем не чувствовал. В принципе, этот вариант может сработать, если кронштейн натяжителя немного переделать, переставив натяжной ролик на другую сторону.
Но опытный в мотоблоках друг отговорил от этого шага. Что ж, поверю. Полез искать другие варианты. Самое сложное мне виделось именно в механизме фиксации натяжителя. Очень хотелось найти готовые и как-то приладить их хотя бы с помощью сварки и болгарки. По запросу «натяжитель ремня мотоблока» интернет мне упорно выдавал натяжитель от косилки «Заря».
Хм. Конструкция неплохая и вполне может мне подойти. Ну а чтобы понять насколько подходит, надо заказать и посмотреть воочию. Итак, клиновой ремень А1400 и натяжитель заказаны и получены. Прикладываем, смотрим, изучаем...
Крутил и так, и сяк. Пока крутил, заметил косяк в натяжителе. Сразу видно, что собирался он левой ногой утром в понедельник. Пришлось срезать эту каплю. Вдобавок, пришлось, зажав в тиски, выправлять кривизну в плоскости, чтобы оси роликов были параллельны. Ну, тут знал на что иду: специально покупал натяжитель самый недорогой, чтобы не жалко было кромсать.
А кромсать пришлось сразу же. Изначально отмеченные ниже отверстия имеют резьбу М8. Мне же резьба там ни к чему, поэтому просто рассверлил отверстия до 8мм.
Изначально я мечтал, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями крышки подшипника:
Но когда натяжитель оказался рядом со снегоуборщиком, я понял, что диаметр «разболтовки» совсем разный. Ну и ладно. Крутил-крутил. Никакие два отверстия не совпадают. Уже начал готовиться доставать болгарку и сварку. И как обычно: вдруг пришла мысль, и в голове сформировалась схема.
Чтобы ее реализовать, снимаем сначала приводной шкив (2), ибо он не даст закрутить длинные болты. Снимается он легко: вытаскиваем стопор, аккуратно выстукиваем шкив с оси, следим, чтобы не потерялась шпонка.
Затем натяжитель (4) прикручиваем одним отверстием к крышке подшипника (1). Крышка крепится двумя болтами М8, из которых один оставляем родной, а один берем длинный, примерно миллиметров тридцать, ибо натяжитель надо ставить через дистанционную втулку — это я так две обычные гайки М10 назвал — чтобы плоскость натяжного ролика совпала с осью шкивов.
Затем из металлической полосы вырезаем пластину (3) подходящей длины, в которой с одной стороны сверлим отверстие 8мм, чтобы прикрутить через него эту пластину к натяжителю. А затем надеваем на шкивы ремень и примеряем расположение отверстий (6). В снегоуборщике изначально приводной шкив был закрыт откидной крышкой, которая на одном болту М6 крепится в отверстие с резьбой — оно видно на предыдущих фотографиях. В моей конфигурации эта крышка не нужна, и в это отверстие можно прикрутить пластину.
Итак, одной рукой немного натягиваю натяжителем, находящемся в свободной состоянии, ремень (5), а другой рукой отмечаю примерное расположение отверстий (6). Мне показалось удобнее расположить три отверстия по диагонали, но это кому как удобнее, работать будет всякой. Наметив, откручиваю пластину, сверлю, и затем можно собирать все воедино. И уже по факту подбираем какое из отверстий обеспечивает наилучшее натяжение, чтобы ремень не проскальзывал, но и не был перетянут.
В итоге получается вот такая конструкция:
И вот в натянутом состоянии:
Что ж, все собрано, и можно заводить пробовать кидать снег.
Как работает снегоуборщик на серьезном снегу, я сниму видеоролик, когда этот снег выпадет. Заодно там более четко покажу устройство натяжителя. Ну а пока расскажу ощущения от уборки первого рыхлого снежка, нападавшего за прошедшие выходные 20 ноября.
Сразу скажу, что у меня стоят колёса с расширителями, поэтому весьма нелегкий агрегат стоит очень устойчиво, и управлять им очень легко. Снега пока нападало немного, не больше десяти сантиметров. И я успел попробовать его, пока он был еще довольно свежий рыхлый. Кидает уборщик этот рыхлый неплотный снег метра на три, и чем снега больше, тем, естественно, кидает дальше. Срезает практически до голой земли, выбрасывая вместе с травой и камешками. Лыжи, насколько я заметил, опущены практически в самый низ, но это не точно — не смотрел этот вопрос целенаправленно.
Конечно, чистить кривые дорожки на участке перед домом мотоблоком не удобно, ибо он норовит снег бросить то на дом, то на сарай: на каждый поворот дорожек хобот снегоуборщика не повернешь. А вот дорогу за воротами чистить одно удовольствие. Здесь и не нужна большая дальность выброса снега. Конечно, понимаю, что соседям снег нужнее, но кто знает что там в снегу попадётся, что полетит к ним, и что стоит у них за забором стоит. А так знай себе кидает мотоблок снег на забор, и хорошо.
Будут большие снегопады — будем пробовать на более серьезных задачах. Ну а пока я добился своего: механизмы слажены друг с другом и исправно работают!