Если мы проанализируем мировой опыт за все время M&A, то сможем выделить несколько основных мотивов этих сделок.
Мотивы M&A, показаны на рисунке 1
Основные выгоды:
- получение синергетического эффекта;
- экономия, вызванная масштабами;
- Мотив создания монополии;
- повышение качества управления;
- мотив уменьшения суммы оплаты налогов.
Если подвести итог выше сказанному, можно выделить следующее:
1. цель всех сделок — это рост капитализированной стоимости компании, которая получилась после сделки.
2. Главными мотивами служат сокращение расходов и усиление или удержание рыночной позиции.
3. интеграция бизнеса представляет собой способ конкурентной борьбы.
Интеграция имеет смысл тогда, когда за ней следует синергический эффект, то есть дополнительные преимущества в сферах производства, управления, финансов и маркетинга.
Можно выделить два вида синергии: операционная и финансовая.
Операционная синергия - повышает свою эффективность, из-за удаления дублирующих функций в компаниях, которые совершили M&A сделку, централизации маркетинга и управления финансовыми потоками.
В источники операционной синергии можно взять:
- Уменьшение расходов за счет изменения масштаба;
- объединение функциональных сил;
- ускоренный рост на новых или существующих рынках;
Финансовая синергия - экономия из-за изменения (смены) источников финансирования и других выгод.
К источникам финансовой синергии я отнесу:
- рост способности привлечения заемных средств;
- увеличение денежных потоков.
Виды синергии и получаемые эффекты представлены на рисунке 2
Таким образом, можно сказать, что главной задачей процесса слияния и поглощения, является рост капитализированной стоимости компаний, которые участвовали в сделке, так же данный рост должен помочь компании укрепить свое положение на рынке или вовсе усилить его.
Из чего я выделю следующие функции M&A, которые будут выполняться при совершении сделки:
1. Инвестиционная функция - то есть это распределение свободных средств, участие в бизнесе, который принесет прибыль или покупка активов, которые были недооценены другими покупателями;
2. Функция устойчивого преимущества, которое создается с помощью диверсификации для того, чтобы лучше контролировать риски связанные с ценой, валютами и т.д. или открытие для себя новых рынков, в которые можно будет войти.
3. Защитная функция — это когда фирма, хочет увеличить рост собственного бизнеса, за счет скупки активов других компаний или просто стремление укрепить свои позиции на рынке;
4. контрольная функция.
В интернете можно наткнуться на интересные данные по анализу журнала “Mergers & Acquisitions Journal”, 61% всех M&A сделок, не окупают себя, то есть они не окупают вложенных в сделку средств. А аналитическое исследование 300 слияний, которые произошли в период с 2005-2018 года, проведенное “Price Waterhouse”, показывает, что 57 % фирм, которые образовались в M&A сделок, отстают в своем развитии от других аналогичных представителей данного рынка, из-за чего происходит обратное действие, и фирмы вновь делятся на самостоятельные единицы.
Во время жизненного цикла компании, почти на каждом его этапе, есть риски, и при M&A они возникают еще чаще и иногда еще сложнее. Из этих рисков можно выделить некоторые, которые, при объединении компаний, появляются или происходят в любом случае.
Первый тип называется риски «жертвы»:
- при этих рисках, невозможно использовать каналы, которые находятся вне дивидендного получения дохода;
- так же возникают убытки из-за изменения в дивидендной политики новой фирмы;
- курс обмена акций, может стать не выгодным для компании;
- Часто происходит нарушение прав акционера, если он сохранил неконтрольный пакет акций;
- Владелец одной компании, может потерять свой статус совладельца независимой фирмы.
Второй тип называется т:
- Часто компания поглотитель, переоценивает акции компании, которую она съедает;
- Всегда есть факторы, которые увеличивают затраты на сам процесс;
- Компания может приобрести несостоятельное предприятие;
- При поглощении, позиции поглотителя могут ухудшиться, а вместе с позициями ухудшиться и его финансовое состояние, (что может привести к обратному эффекту, когда компании разделяются и снова становятся самостоятельной единицей.
Обобщенная классификация рисков М&А представлена на рисунке 3
Так же сюда можно добавить еще одну группу рисков, связанную с реализацией стратегии M&A:
- Риски акционерного капитала;
- Риски внешней среды;
- Риски ресурсной базы
Последние риски, делаться еще на 3 группы:
1. Инфраструктурные
2. Операционные
3. Финансовые
Стоит отметить, что любая компания, в любое время жизни, может стать участником сделки слияния и поглощения, но если компания находится на стадии становления или затухания, то рисков становится больше.
В случае, когда компания находится на стадии становления, сделка M&A возможна, если на рынке слишком жесткая конкуренция. А в случае, если фирма находится в стадии затухания, то сделка влечет за собой мотив приобрести, по низкой цене, активы компании.