Найти тему
40,1K подписчиков

Девять групп, которые, по мнению Фрэнка Заппы, не имеют отношения к прогрессив-року

11K прочитали

Фрэнк Заппа родился в 1940 году в американском городе Балтимор и известен как великий экспериментатор в музыке, выпустивший более 60 альбомов.

Его музыку всегда было очень сложно идентифицировать, он смешивал рок, поп, джаз, экспериментальную музыку и многое другое. Заппа всегда уделял пристальное внимание всем музыкальным жанрам, в том числе и прогрессивному року. В 1984 году в интервью для телешоу Фрэнк рассказал о некоторых коллективах, которые по его мнению неправильно называть прог-рок-группами.

Фрэнк Заппа, Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс
Фрэнк Заппа, Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс

Девять групп, которые, как считает Фрэнк Заппа, нельзя отнести к прогрессив-року

«Я скажу, что это общее определение, не мое, и предположу, что люди примут это определение. Прогрессивный рок - это все то, что не похоже на обычный рок. Обычный рок - это то, что звучит само по себе. Все песни, которые звучат одинаково, все, что есть на MTV, все, что звучит на радио - это рок. Прогрессивный рок - это то, что так не звучит».

Интервьюер перечислил группы, о которых пойдет разговор в телешоу: PROCOL HARUM, TRAFFIC, PINK FLOYD, JETHRO TULL, GENESIS, ELP, YES, KING CRIMSON и DEVO. Фрэнк Заппа переспросил: «Это всё прогрессивный рок? А я бы так не сказал». И он попросил еще раз назвать группы, о которых будет идти речь.

«...PINK FLOYD? Иногда...»

Фрэнк Заппа сказал, что иногда PINK FLOYD можно считать прогрессивным роком, а однажды у него была возможность сыграть с этой группой.

Это было в далеком 1969 году, когда британская группа только ещё выпустила свои первые альбомы: The Piper at the Gates of Dawn (1967), A Saucerful of Secrets (1968) и More (1969).

Заппа был церемониймейстером Actuel Festival, фестиваля под открытым небом, который проходил в бельгийском городке Амужи. Ближе к окончанию феста он джемовал с несколькими исполнителями, в том числе с PINK FLOYD. Вместе они сыграли расширенную версию Interestellar Overdrive - трека из дебютного альбома группы

Через четыре года после этого фестиваля барабанщик FLOYD Ник Мейсон, вспоминая Заппу, сказал, что он «действительно один из тех редких музыкантов, которые могут играть с нами. И то немногое, что он сделал в Амужи, было ужасно правильным».

«...JETHRO TULL? Иногда...»

Английская группа JETHRO TULL была основана в 1967 году в Блэкпуле, и вскоре стала одной из самых популярных групп прогрессив-рока. 22 студийных альбома, первый из которых вышел в 1968-м. Stand Up (1969), Benefit (1970), Aqualung (1971), Thick As A Brick (1972), War Child (1974), Too Old To Rock N’ Roll: Too Young To Die (1976), Songs From The Wood (1977), Stormwatch (1979) и ещё 13 великолепных пластинок - всего 60 миллионов проданных LP. И про них Заппа также сказал, что они лишь иногда были прогрессив-рок-группой.

Заппа никогда не встречался с лидером TULL Яном Андерсоном. Но они почти разговаривали по телефону, и Андерсон вспоминал об этом в радиоинтервью 2016 года. «К сожалению, мне так и не удалось встретиться с Фрэнком Заппой, но мы почти встретились. Да, я читал, что ему совсем не нравился JETHRO TULL тогда, в 70-х. Его возмущало то, что британские группы LED ZEPPELIN, JETHRO TULL, DEEP PURPLE и прочие ездили в США и зарабатывали там кучу денег. По-видимому, это было время, когда он изо всех сил пытался хоть как-то управиться со своей группой».

«В общем, он был не слишком добр к некоторым из нас в прессе. И я себя не слишком уютно чувствовал, поскольку в то время я то как раз был большим поклонником Фрэнка Заппы. Но когда Фрэнк был уже сильно болен, мне передали, что он хочет, чтобы я ему позвонил. Один из знакомых музыкантов сказал мне: «Фрэнк хочет поговорить с тобой, он хочет, чтобы ты позвонил ему». Я подумал: «Как так, я с ним никогда не разговаривал, а тут он болен, а я возьму трубку и буду ему названивать?»

Иэн Андерсон продолжил: «Это было то, что я правда не мог сделать. Я звонил ему три раза и каждый раз вешал трубку еще до того, как он ответил. Я просто не знал, что мне ему сказать. Но сейчас я не очень доволен собой. Потому что я действительно очень хотел бы поговорить с Фрэнком. Даже если бы он начал ругаться на меня (смеется), бушевать по телефону, в общем, что бы он ни сказал».

«Это был один из лучших альбомов Over-Nite Sensation (1973). Camarillo Brillo - так назывался трек, он абсолютно уникальный. Фрэнк умел передать любые вещи в юмористической форме».

«Его музыкальность всегда была на высоте, а аранжировки - просто фантастические. Его вокал, очень хриплый, просто идеально подходил для той уникальной подачи, которая у него была. Я очень, очень хорошо его помню. Прости, Фрэнк, что я не держал трубку, пока ты не поднял свою».

«...GENESIS? Иногда...»

Как и некоторые другие британские группы прогрессивного рока, GENESIS начали своё существование в 1967 году. После успешных альбомов с Питером Гэбриэлом на вокале группа изменила свой стиль, когда Питер и гитарист Стив Хакетт покинули GENESIS. Превратившись в трио, состоящее из Фила Коллинза на вокале и барабанах, Майка Резерфорда на гитаре и Тони Бэнкса на клавишных, группа несколько упростила свою музыку и стала еще более популярной. Они пригласили Честера Томпсона в качестве гастрольного барабанщика, а он работал с Заппой до прихода в GENESIS. Фил Коллинз вспоминает, что именно после того, как он услышал записи Фрэнка Заппы с Томпсоном, он подумал, что неплохо было бы его пригласить в группу.

«Всё родилось из одного маленького момента на треке Фрэнка Заппы. В 1973-м Фрэнк выпустил альбом под названием Frank Zappa & The Mothers Live At The Roxy. И на барабанах там играли Честер и Ральф Хамфри. Когда я услышал Честера на некоторых вещах, мне просто захотелось такого звучания. Я хотел стать частью подобного, и именно тогда я позвал Честера присоединиться к GENESIS. До этого я никогда не встречался с ним. Я просто сразу попросил его присоединиться к нам, потому что почувствовал, что с ним мы сможем сделать много хорошего», - сказал Фил Коллинз.

«...EMERSON, LAKE & PALMER? Иногда...»

Трио из клавишника Кита Эмерсона, вокалиста- басиста Грега Лейка и барабанщика Карла Палмера продало около 48 миллионов пластинок и оказало огромное влияние на многие группы. Но Заппа посчитал, что они также были прог-рок-группой только иногда.

Кит Эмерсон рассказывал в 2015 году, что Заппа однажды попросил его помочь: «В 1969 году я был довольно-таки дружен с Фрэнком Заппой. И Фрэнк хотел со мной встретиться. У него не складывалось с оркестрами в Англии. Он называл всё это бюрократией, и спрашивал у меня: «Как мне работать с ними?» Он знал, что я уже работал с оркестрами. Как и мои современники, включая Джона Лорда и Рика Уэйкмана. Работа с оркестром требует совершенно другого рода умственной энергии. И первоначально может быть страшновато».

«Еще в 60-х, если вы были известными в рок-н-ролле, особенно в Англии, оркестры иногда могли работать с вами. Фрэнк хотел знать, как вести себя с этими людьми. Я сказал Фрэнку: «Я слышал кое-что из твоего материала. Я думаю, что англичане очень консервативны. Их отталкивают твои названия песен». И я сказал ему, что с оркестрами надо начинать более осторожно», - рассказал Кит Эмерсон.

«...DEVO? Нет. Я бы не назвал это прогрессивным роком...»

Единственная американская группа из списка. Они появились на свет в 1973-м в штате Огайо, и стали известными во многом благодаря хиту Whip It. Заппа сказал, что он не назвал бы DEVO прогрессивным роком, и тогда его спросили, считает ли он свою музыку прог-роком.

«Я бы тоже не назвал себя относящимся к прогрессивному року. На самом деле, во многих случаях я играю просто рок-н-ролл. Так уж случилось, что у меня рок-н-ролльная аудитория», - сказал Фрэнк Заппа.

«...YES? Иногда...»

YES начали своё восхождение в Лондоне в 1968 году. Как и GENESIS, они изменили свое звучание в 80-е годы, взяв за основу поп-подход к творчеству, и выпустили очень успешные альбомы. Еще одна группа, которую Фрэнк Заппа классифицировал как «прог-рок только иногда».

Начиная с одноименной дебютной пластинки 1969 года, YES выпустили 22 студийных альбома, многократно меняя состав. Наиболее известные альбомы группы: The Yes Album (1971), Fragile (1971), Close To The Edge (1972), 90125′ (1983), Big Generator (1987) и Talk. (1994).

В настоящее время из классического состава группы в YES остались гитарист Стив Хоу и клавишник Джефф Даунс.

«...KING CRIMSON? Иногда...»

Ещё одна лондонская группа была образована в 1968 году. KING CRIMSON также далеко не всегда считались Фрэнком Заппой прог-рок-группой . Соединив классическую, джазовую, народную и экспериментальную музыку, группа очень убедительно дебютировала со своим альбомом In the Court of the Crimson King (1969). На этой пластинке был и самый их известный трек 21st Century Schizoid Man. Заппа сказал, что «иногда» они были прогрессив-рок-группой.

Почти за 60 лет карьеры единственным постоянным участником группы был гитарист Роберт Фрипп. Помимо него, в группе также были музыканты, которые были участниками других очень известных групп, в первую очередь, это Грег Лейк, Иэн Макдональд, Джон Уэттон и Билл Бруфорд.

«..PROCOL HARUM? О, нет!...»

Заппа не классифицировал PROCOL HARUM как прогрессив-рок-группу. Эти ребята собрались в маленьком городке Саутенд-он-Си на юге английского графства Эссекс в 1967 году. PROCOL HARUM - одна из самых известных прогрессив-рок-групп 60-х годов.

Их классический хит A White Shade Of Pale стал одним из немногих синглов, проданных тиражом более 10 миллионов копий. В первую очередь вспоминаются также Conquistador, Homburg и А Salty Dog.

«..TRAFFIC? Нет!...»

Еще одна группа, которую Фрэнк Заппа не хочет причислять к прогрессивному року. Группа была образована в 1967-м в Бирмингеме Стивом Уинвудом, Джимом Капальди, Крисом Вудом и Дэйвом Мэйсоном.

Наиболее известны их первые студийные альбомы - Mr. Fantasy (1967) и Traffic (1968). Именно на этих LP можно услышать самые их популярные треки TRAFFIC - Dear Mr. Fantasy и Paper Sun.

Когда Фрэнка спросили, считает ли он, что мог оказать влияние на какую-либо из вышеупомянутых групп, Фрэнк Заппа ответил: «Да, возможно!»

Читать также: