Школа №1324 с 2018 года реализует городской предпрофессиональный проект «Инженерный класс в московской школе», цель которого – формирование у обучающихся прикладных знаний и предпрофессиональных умений в области инженерии. Одним из важных инструментов развития навыков в данной области является САПР – система автоматизированного проектирования, которая позволяет использовать компьютерные программы для создания виртуальных моделей различных объектов. Задания, связанные с компьютерным моделированием и автоматизированным проектированием, встречаются в различных предпрофессиональных конкурсах и олимпиадах, поэтому овладение этим программным обеспечением дает ребятам дополнительные возможности и конкурентные преимущества.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
В 2019 году в нашей школе было оснащено комплектом «Компас-3D» – 15 автоматизированных рабочих мест. «Компас-3D» – отечественная трехмерная система автоматизированного проектирования (САПР), позволяющая в оперативном режиме выпускать чертежи изделий, схемы, спецификации, таблицы, инструкции, расчетно-пояснительные записки, технические условия, текстовые и прочие документы, выпускается в нескольких редакциях, отличающихся функционалом и областью применения. Разработчики программного обеспечения предлагают разнообразные возможности для работы с 2D-чертежами и 3D-моделированием в машиностроении, строительстве, приборостроении. Важно, что программное обеспечение учитывает уровень обученности и продвинутости пользователей – от первого знакомства с программой в «Компас-3D LT» до постепенного усложнения и работы в «Компас-3D. Учебная версия», которая удобна для работы со школьниками и студентами.
Кроме того, существует бесплатная версия «Компас-3D. Учебная версия», которая позволяет обучающимся самостоятельно нарабатывать необходимые практические навыки. Особенно хорошим подспорьем оказалась программа в период пандемии, что позволило продолжить занятия по черчению и инженерной графике, а также подготовку к предпрофессиональному экзамену в домашних условиях.
Будучи инженером-механиком по первой специальности, работаю с программой уже четыре года и могу поделиться тем опытом, который удалось приобрести за это время. Применение программного обеспечения «Компас-3D» в школе возможно в различных направлениях.
Обучение в рамках предметной области «Технология»: учебные курсы «Черчение» в 7-8‑х классах проекта «Математическая вертикаль»; «Инженерная графика» в 10-11‑х классах проекта «Инженерный класс в московской школе». Учащиеся постепенно приобретают навыки работы с 3D-моделями, развивают пространственное мышление, переносят модели на чертежи, наглядно представляя те детали, с которыми приходится работать. Благодаря введению в программу инженерных классов такого предмета, как «Технологии современного производства», появилась возможность продолжить знакомство с производственным циклом: выполненные в программе «Компас-3D» модели можно распечатывать на 3D-принтерах.
Подготовка к конкурсу «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» (предпрофессиональный экзамен): за время обучения в 10-11‑х классах на уроках инженерной графики, а также в рамках технического кружка дополнительного образования под руководством опытных наставников ребята разбирают типы заданий, предлагаемых вузами-партнерами. В 2021-2022 учебном году выпускники инженерного класса для выполнения заданий практической части предпрофессионального экзамена выбрали программу «Компас-3D». Экзамен проходил на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», который, являясь постоянным партнером школы в рамках реализации проекта «Инженерный класс в московской школе», провел несколько консультаций для ребят и учителей по практической части экзамена. Также полезными в развитии предпрофессиональных навыков являются инженерные каникулы на базе вузов-партнеров, которые включают разнообразные виды деятельности и предоставляют возможность работы с высокотехнологичным оборудованием. Знакомство в школе с программой «Компас-3D» позволяет ребятам эффективно использовать время и ресурсы, предоставляемые вузами-партнерами.
Участие в предпрофессиональных олимпиадах и конкурсах: задания предпрофессиональной олимпиады различных направлений предполагают работу в САПР, например к проекту «Исследование термоэлектрического эффекта и возможности создания на его основе генератора для Арктического региона» прилагалось изображение 3D-модели генератора. Умение работать в системах автоматизированного проектирования, читать чертежи, создавать 3D-модели позволило одному из членов команды стать призером Московской предпрофессиональной олимпиады (профиль «Арктика»); в конкурсах проектов «Потенциал» (НИУ МЭИ), открытой городской предпрофессиональной конференции «Инженеры будущего» проект ученицы инженерного класса «Использование аддитивных технологий в преподавании черчения» занял призовые места.
Участие в профессиональных конкурсах, методическое развитие учителей: анализ предлагаемых вузами – партнерами проекта «Инженерный класс в московской школе» заданий практической части конкурса «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» стал основой методической разработки «Программа «Компас-3D» как инструмент развития предпрофессиональных навыков у обучающихся инженерных классов». Работа стала лауреатом II степени городского конкурса лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования, также были разработаны видеоматериалы в МЭШ по выполнению чертежей для использования на уроках инженерной графики и черчения по темам «Сопряжение», «Станина».
Развитие инженерного мышления на техническом кружке «Автоматизированное проектирование. «Компас-3D»: разработка деталей для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), конструкторов «Технолаб» и VEX EDR. Тренируя навыки работы с БПЛА «Пионер», ребята столкнулись с необходимостью замены части деталей. Конечно, скачать оригинальные чертежи в формате STL можно и с официального сайта, но значительно интереснее построить самим с учетом всех сопряжений в элементах деталей. А собирая транспортные средства с использованием деталей «Технолаба», можно спроектировать и распечатать оригинальную платформу, чтобы установить все что хочется под свою задачу.
На официальном сайте разработчиков «Компаса-3D», а также в Telegram-канале компании можно узнать об обновлениях программы и способах работы с ними. Кроме того, компания-производитель обеспечивает техническую поддержку при установке обновлений программного обеспечения, а также размещает на сайте видеоконсультации по работе отдельных элементов программы.
Использование системы автоматизированного проектирования «Компас-3D» предоставляет школьникам широкие возможности не только тренировки предпрофессиональных навыков, но и знакомства с азами реальных профессий, востребованных в современном мегаполисе. А для учителей, педагогов дополнительного образования это почти безграничная возможность профессионального роста в преподавании инженерных дисциплин.
Анна БЕЛАШОВА, учитель английского языка и черчения, куратор проекта «Инженерный класс в московской школе» школы №1324
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».