Это сейчас французские патриоты гордятся Эйфелевой башней и считают ее не только символом Парижа, но и всей Франции. А когда-то в конце XIX века все было совсем иначе.
Идея создания грандиозной башни из металла появилась в связи с проведением в Париже Всемирной выставки 1889 года, приуроченной к столетию Французской революции. Ее организаторам очень хотелось поразить весь мир истинно французским шиком, размахом и высоким уровнем технического прогресса. И тогда отцы города объявили конкурс, в котором победило детище инженерного бюро Гюстава Эйфеля. Огромная металлическая башня должна была выступать в роли ворот на выставку и быть временным сооружением.
Администрация города была довольна. Однако капризные парижане приняли новшество в штыки. Еще до начала строительства башни они начали писать гневные статьи в газеты и возмущенные письма во всевозможные инстанции. Им не нравилось буквально все: сама металлическая конструкция, ее впечатляющая высота (330 метров), ее расположение, ее совместимость со стилем окружающих зданий... Вскоре к простым горожанам присоединились известные журналисты и писатели, композиторы и художники. В их рядах оказались Шарль Гуно, Жюль Массне, Александр Дюма-младший, Ги де Мопассан, Уильям Моррис. Творческая интеллигенция изгалялась в эпитетах, называя башню срамом Парижа, фабричной трубой, чернильной кляксой, неизбежным и мучительным кошмаром, чудовищным безумием. Петиция под названием «Художники против Эйфелевой башни» была разослана министрам и опубликована в газетах.
Утверждали, что уже после завершения выставки остроумный Мопассан каждый день обедал в ресторане, находившемся на первом этаже Эйфелевой башни. Когда его спросили о причинах такого постоянства, известный писатель заявил, что это единственное место в Париже, откуда не видно ненавистную башню.
Сейчас сложно сказать, правдив ли этот исторический анекдот. Но как "любил" Мопассан Эйфелеву башню видно из его произведений. Вот только несколько цитат из них.
"Более того, не только она вызвала у меня непреодолимое желание пожить какое-то время в одиночестве, но и все, что мы делали вокруг нее, внутри, сверху, в окружении".
"Если очередной бунт не разрушит эту высокую и тонкую пирамиду из железных лестниц, неприглядный и гигантский скелет, основание которого, кажется, создано для поддержки грозного монумента циклопов и которое заканчивается смехотворно тонким профилем заводской трубы".
"Я уехал из Парижа и даже из Франции, потому что, в конце концов, Эйфелева башня меня слишком раздражала".
Эйфелева башня была построена за 2 года, 2 месяца и 5 дней и стала самым высоким (на тот момент) рукотворным сооружением в мире. Постепенно капризные парижане привыкли к необычному строению, а потом и полюбили его. Башня стала привлекать людей со всего мира. « Я должен завидовать башне. Она более известна, чем я», - говорил Гюстав Эйфель.
А как же Мопассан? Он умер в 1893 году и был похоронен всего в 12 минутах езды от башни, на кладбище Монпарнас. К счастью, отсюда не видно Эйфелевой башни.