Величайший представитель италийской школы, древнегреческий математик и философ, чьи гениальные идеи на сотни лет опередили время, в котором он жил - Пифагор Самосский (ок. 570 г.до н.э.- ок. 490г. до.н.э.) - прожил удивительную и интересную жизнь, окутанную многочисленными мифами и легендами. Это связано с тем, что непосредственные ученики Пифагора не оставили письменных свидетельств о нем и об особенностях его учения, а самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.
Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с острова Самос. Мнесарх был золотых дел мастером, а Партенида происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.
Рождение сына молодым супругам предсказала жрица храма Апполона Пифия в Дельфах. Она сообщила Мнесарху, что ребенок в будущем станет человеком, который прославится мудростью, великими делами и красотой. Данное пророчество сбылось в полной мере.
После рождения сына, благодарный отец дал жене новое имя Пифаида, ребенку – Пифагор («тот, о ком объявила Пифия») и воздвиг алтарь Аполлону. Родители окружили сына заботой и любовью во исполнение божественного пророчества.
С ранних лет мальчик обнаружил необыкновенную одарённость, проявлял любопытство к различным наукам. Его первым учителем стал старец Гермодамант, который обучал юного Пифагора чтению, грамматике, риторике, основам музыки, технологиям живописного искусства. Страсть к музыке и поэзии великого Гомера Пифагор сохранил на всю жизнь.
С целью продолжения образования, по совету своего наставника, 18-летний юноша покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев. Пифагор становится одним из самых образованных и известных людей своего времени.
Здесь Пифагор знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца. Египетские жрецы занимались постоянным наблюдением звездного неба. С этой целью они распределяли между собой ночное время, чтобы не пропустить ни одного, даже самого малозначительного небесного явления. С того времени Пифагор пристрастился к занятиям астрономией и астрологией.
В Египте он пробыл более 20 лет и пережил нашествие войск Камбиза в Египет в 525 до н. э. Повелитель самой могущественной империи слыл человеком контрастов: тонкий ценитель искусства, собравший лучших скульпторов мира, и погрязший в пороках сладострастник; покровитель наук, чьими трудами была собрана богатейшая в древнем мире библиотека, и кровожадный головорез; храбрый красавец, выходивший один на один на льва, и моральный урод.
Пифагор видел, как этот персидский царь, достойный наследник коронованных деспотов Ниневии и Вавилона, разграбил храмы Мемфиса, Фив и разрушил храмы Амона. Фараон Псамметих III и вся его семья попали в плен. Две тысячи знатных египетских юношей, и в их числе сын фараона, были казнены.
Камбиз распорядился о перемещении лучшей части египетских жрецов в Вавилон и поселил их внутри своей страны. В числе пленников, отправленных в Вавилон, был и Пифагор.
Вавилонские священнослужители предложили Пифагору стать помощником жрецов бога Мардука, что позволило ему приобщился к изучению мистических событий, пополнить свои знания в области астрономии, арифметики, медицины восточных народов. Он имел возможность основательно изучить знание магов, предшественников пророка Заратуштры. Если египетские жрецы обладали ключами к священным наукам, то персидские маги считались более искусными в практическом применении оккультных знаний.
Каждое утро Пифагор отправлялся в Вавилонскую башню на службу, а вечерами проводил философские беседы с друзьями, или занимался алхимическими опытами. Еще он находил время писать музыку и картины, сочинять стихи и составлять гороскопы.
Только после многих лет несвободы, великий философ, не имея при себе ни денег, ни вещей, ни запасов еды, отправился на торговую площадь Вавилона искать караван, идущий в Индию. Путешествие Пифагора продолжалось. Оно было полно лишений и невзгод, но было и немало интересных встреч и бесед с мудрейшими людьми Азии и Востока. Наконец, пройдя долгий путь скитаний и странствий, Пифагор решил вернуться на родину.
Он прибыл на Самос, в отчий дом, где в живых осталась лишь его немощная престарелая мать, давно отчаявшаяся повидать перед смертью сына, и один из братьев.
Получив в наследство имущество Анкея и, отвечая настоятельным просьбам матери, Пифагор решил жениться и обзавестись семьей. После поездки на Крит он женился на критянке Феано, дочери Пифонакта. Её считали не только женой, но и ученицей Пифагора. От этого брака родились дети: сыновья Телавг, ставший схолархом (главой школы) после отца, Мнемарх и Аримнест, а также дочери Мия, Аригнота и Дамо. Все дети прославили отца своими достоинствами и добродетелями.
Философ быстро завоевал широкую популярность среди жителей. В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным институтом, и обществом взаимопомощи. Знания в ней передавались лишь членам этого общества. Разглашение сведений непосвящённым влекло за собой изгнание.
Главным пифагорейским символом здоровья и опознавательным знаком была пентаграмма - звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника. Он содержал все пропорции: геометрическую, арифметическую, золотую. Она была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Школа Пифагора - самая первая и самая знаменитая из всех школ греческих философов.
Пифагор проповедовал метемпсихоз (вера в то, что душа бессмертна и после смерти переносится в новое тело), гармонию сфер (музыкально-математическое устройство космоса) и др. Адепты Пифагора клялись в том, что будут стремиться к познанию истины, что предполагало в том числе религиозные обряды, аскетический образ жизни, изучение философии. Распорядок их дня был чётко регламентирован и включал в себя совместные трапезы, прогулки и обучение. Их поведение базировалось на многочисленных предписаниях-акусматах Пифагора по типу «Огонь ножом не разгребай; через весы не переступай; уходя не оглядывайся; обувь надевай сперва на правую ногу, а мой сперва левую и др.». Они воздерживались от мясной пищи, бобов и некоторых видов рыб. Вплоть до 1840-х годов, когда появилось слово «вегетарианство», отказ от мяса назывался «пифагорейской диетой».
Когда к Пифагору приходили новички и изъявляли желание учиться у него, он давал согласие не сразу, лишь после проверки и оценки их тел, характера и способностей.
Сперва он расспрашивал кого-нибудь о том, как они себя ведут с родителями и остальными домашними, а затем сам, наблюдая несвоевременный смех, разговорчивость сверх должной меры, а также другие их порывы, делал вывод, каковы они сами. Распознавая людей по отличительным признакам, свойственным их природе, Пифагор обнаруживал по внешним проявлениям сокрытый в душе нрав.
Того, кто выдерживал эту проверку, Пифагор держал в ожидании еще три года, проверяя, много ли в этом человеке твердости и истинной любви к учению. После этого пришедшим предписывалось пятилетнее молчание — наиболее трудный вид воздержания. Стремящиеся к познанию назывались слушателями: им позволялось только слушать беседы Пифагора с учениками-эсотериками, находясь за завесой.
К этому времени их имущество переходило в общую собственность и передавалось специально назначенным для этого лицам, которые назывались «государственниками». Некоторые из них были «хозяйственниками» и «законоположенниками». Всех их назначали из числа слушателей, которые занимались предварительным очищением души, готовясь принять посвящение.
Тех, кого после испытания их образа жизни и других нравственных достоинств признавали достойными участвовать в изучении основных положений учения Пифагора, после пятилетнего молчания переводили в группу эсотериков. Допущенные внутрь завесы, они слушали самого Пифагора, созерцая его непосредственно.
Получив возможность находиться внутри завесы, ученики-математики еще восемь лет могли общаться с Пифагором, после чего он отпускал их, предоставляя возможность самостоятельно совершенствоваться и обучать других.
Не выдержавшего испытания считали умершим и на том месте, где он сидел, насыпали надгробный холм и воздвигали обелиск.
Со временем школа Пифагора стала очень влиятельной и играла значительную роль в государственных делах многих греческих колоний в Италии, что, в свою очередь, вызвало формирование антипифагорейских сил. Результатом их действий стал заговор во главе с Килоном с целью уничтожить пифагорейский союз в городе.
В то время, когда последователи Пифагора (около 40 человек) устроили собрание в доме атлета Милона, Килон и его сторонники подожгли дом со всех сторон. Только двое из пифагорейцев смогли выбраться из огня и избежать смерти от рук нападавших. Согласно большинству источников, Пифагора в Кротоне в то время не было, но, узнав о смерти своих друзей, он заморил себя голодом и умер после сорокадневного голодания.
Почувствовав приближение смерти, Пифагор призвал к себе родных, объявил свою последнюю волю, разделив по справедливости наследство. После захода солнца философ, по своему обыкновению, ушел в опочивальню, загасил светильник, лег и, храня благоговейное молчание, умер. В ту ночь душа покинула Пифагора и устремилась к престолам Зевса…
Соотечественники, хранившие память о Пифагоре и после его смерти, превратили его дом в храм Деметры, а переулок назвали Мусеем («святилищем Муз»). Через 450 лет после этих событий дом и место гибели Пифагора посещал Цицерон.
Еще при жизни Пифагор был предметом огромного количества легенд. Историки считают, что Пифагор не только не пресекал распространение мифов и небылиц о себе, но и поощрял их. Так родилась легенда о том, он мог обнаруживать души своих знакомых и близких из любой прожитой жизни в новых телах. Легенда гласит, что однажды он, увидев, как собаку гнали по улице пинками, закричал: «Стоп! Не бей! В ней находится душа моего друга». Философ, якобы, узнал его голос в лае собаки.
Диоген Лаэртский упоминает о событии, когда Пифагор однажды вошел в подземную комнату, сказав всем, что он спускается в подземный мир и оставался в этой комнате в течение нескольких месяцев, в то время как его мать записывала все, что происходило во время его отсутствия. После того, как Пифагор вернулся из подземной комнаты, он рассказал обо всем, что происходило без него, убедив всех, что он действительно был в подземном мире.
Пифагорейцы, которые верили в перевоплощение душ, возводили происхождение Пифагора к богу торговли и красноречия Гермесу. Гераклид Понтийский приводит легенду о том, как Гермес предложил своему сыну аргонавту Эфалиду выполнить любое желание. Эфалид попросил оставить ему память, как живому, так и мёртвому. Первый раз душа Эфалида перевоплотилась в троянского воина Евфорба. Затем, пройдя через тела Гермотима и рыбака Пирра, душа Эфалида воплотилась в Пифагоре, который помнил обо всех своих перевоплощениях.
Популярный трактат Генриха Корнелиуса Агриппы «Оккультная философия» называет Пифагора «религиозным магом» и указывает, что мистическая нумерология Пифагора действует на сверхзвездном уровне. Масоны сознательно смоделировали свое общество по образцу сообщества, основанного Пифагором в Кротоне.
И еще многие, многие легенды, рисующие удивительные эпизоды жизни великого ученого...
Школа Пифагора дала миру целую плеяду талантливых философов, физиков и математиков и потому сейчас трудно сказать, какие научные идеи принадлежат Пифагору, а какие - его последователям. Но безусловным является признание того факта, что Пифагор является гениальным ученым, великим философом, мудрецом, основателем прославленной школы пифагорейцев и духовным учителем целого ряда выдающихся ученых с мировым именем. И потому представляется важным поговорить в дальнейшем о его открытиях (сделанных более двух с половиной тысячелетий назад) в области таких наук, как: философия, математика, оптика, геометрия, география, астрономия, психология, педагогика, этика и др.
Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации