Какова причина умопомешательства, завладевшего Европой в Средневековье, в результате чего на костры инквизиции было отправлено свыше 200 тысяч женщин, до сих пор загадка. Зачем, почему?
Есть масса версий. Первая, наиболее приемлемая, заключается в том, что общество было сильно верующим и с ужасом относилось к демоническим силам. Вторая, не менее значимая, то, что мужчины, в частности монахи, боялись не устоять перед женскими чарами. Третья, имеющая право на существование: страх клириков перед неизвестными им знаниями и авторитетом, которыми обладали такие женщины.
Во времена язычества все было проще. Знахари, гадалки, шаманы не были гонимы. Напротив, их дела приветствовались, поскольку верили в их помощь. В случае, если какое-то чародейство было вредоносным, могли отхлестать плетью или немного покалечить. Язычникам в кошмарном сне не виделось, к каким изощренным пыткам прибегнут христиане.
В христианстве ведьм обвиняли во всем: болезнях, войнах, голоде, засухе. Полагали, чем меньше их останется, тем счастливее станут остальные. Сначала сожжения были немассовыми. Но со временем их количество выросло. Был период, когда в больших европейских городах выходить на улицы было невозможно из-за запаха жареного человеческого мяса, витавшего в воздухе.
Историки утверждают, что первую ведьму сожгли во Фландрии в 1128 году. Якобы, женщина держала в руках чашку с водой и вылила жидкость на некоего вельможу, который вскоре заболел и скончался.
К ведуньям могли причислить любую представительницу слабого пола. Полагалось, что неординарные способности девушка получала от дьявола, отдавая взамен душу. Так как «жених» имел право выбора, делал его в пользу наиболее привлекательной особы. При этом и природное уродство тоже могло стать причиной. Обладательница родинки необычной формы, бородавки или простого синяка легко попадала в черный список. Ну а если с ней проживала сова, мышь или кошка, никаких доказательств не требовалось.
Одним из поводов для сомнений становился банальный донос. Стоило злопыхателю отнести письмо с описанием поведения, вызывающего подозрения или парочкой оброненных недоброжелательных фраз в адрес власти, святая инквизиция была тут как тут.
В 14-16 веках костры горели по всей Европе. Гибли тысячи женщин. Бывало, за день лишались жизни более ста человек. Печальная статистика свидетельствует, что мучители не щадили даже детей. Сохранились свидетельства, согласно которым по распоряжению вюрцбургского католического епископа Филиппа-Адольфа фон Эренберга было организовано сорок три костра, на которых заживо сгорело 209 человек, из них 26 малолетних. Среди жертв были те, кого можно объединить одним словом «самая», но со своими особенностями: красивая, худая, полная, а также слепая и полиглот (владела тремя иностранными языками).
Почему именно сожжение? Во-первых, христианство не приемлет кровопролития. Во-вторых, инквизиторы опасались, что погибшая воскреснет. А если нет плоти, то и воскрешение невозможно.
Процесс казни обычно был показательным. Целью было опозорить обвиняемую и устрашить народ. После того как пламя уничтожало одежду, непродолжительное время несчастная стояла нагая на глазах у публики.
Необходимо отметить, что среди казненных «невиновных» не было. Прежде чем отправиться на костер, бесовка признавалась в своих делах. Правда, делала это не по своей воле. Признания получали путем чудовищных пыток.
Известны случаи, когда подозреваемую на несколько суток усаживали на стул с острыми шипами. Или обували обувь большого размера, которую заполняли кипятком. Многие не выдерживали зверств и умирали.
Тех, кто выживал, садили в повозку с палачом и везли к месту казни. К тому времени там собирались горожане. Никакого сочувствия к обреченным они не испытывали. Большинство потешалось, выкрикивая язвительные словечки.
На площади или одной из городских улиц устанавливали столбы, к которым цепями приковывали осужденных и обкладывали сухими ветками. Затем в обязательном порядке священник читал проповедь, в которой упреждал присутствующих не вступать в связь с дьяволом и не заниматься магией. После этого полномочия переходили к палачу и его помощникам. Палач поджигал хворост, приспешники следили за огнем, пока от жертв не оставался один пепел.
Начиная с середины XVIII века судебные процессы над ведьмами постепенно пошли на спад.