Найти тему
My Music Memories

Разбираем Nazareth. "Malice In Wonderland" (1980) - как группа начала новое десятилетие?

Приветствую! Пришло время продолжить разбор дискографии Nazareth, позади уже десять альбомов, теперь же мы приступаем к новой вехе - восьмидесятым - не самому, надо сказать, благоволящему хард-року периоду. Но как в это время обстояли дела у Nazareth? Давайте посмотрим. Итак, первый альбом 80-х - Malice In Wonderland.

Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)
Обложка альбома (здесь и далее - изображения из Интернета)

"Злоба в стране чудес" - название, вполне соответствующее духу и "альбомному" имиджу группы того периода. Как и с Expect No Mercy, и с No Mean City, судя по обложке, нам следует ожидать какого-то жесткого рока, злобного и устрашающего. Хотя лично мне обложка Malice кажется достаточно интересной и нетривиальной - во всяком случае, здесь допустимы различные прочтения, есть некая образность, но первичный визуальный посыл в целом не самый приятный, да.

Спродюсировал альбом Джефф Бакстер (гитарист Doobie Brothers, Steely Dan и Spirit), как позже отметили сами музыканты Nazareth, данное решение было неоднозначным. Однако, судя по той задаче, что стояла перед группой (попытаться несколько коммерциализировать звучание, дабы увеличить продажи в начавшееся непростое для классического рока время), выбор продюсера я бы не назвал неудачным. Да, это не Гловер, не Чарлтон, но и Назарет не собирались оставаться теми, кем они были в начале семидесятых, надо было что-то менять, и метод проб и ошибок, как ни крути, единственный из возможных в таких условиях.

Я скажу банальную вещь, но отзывы об альбоме, разумеется, были неоднозначны. И дело не только в том, что у всех разные вкусы, но и в том, что Назарет, будучи студийно очень "плодовитой" группой, не давали своим поклонникам шанса хотя бы какое-то продолжительное время пребывать в состоянии "фанатской стабильности": альбомы выходят почти ежегодно, и, дабы не оставаться на одном месте, коллективу так или иначе приходилось что-то менять в звуке и стилистике. Malice, в свою очередь, сделал резкий уклон в AOR и софт-рок - естественно, это понравится далеко не всем рок-фэнам. В целом же продажи альбома говорили о его успехе: в US Billboard 200 пластинка достигла 41-й строчки (предшествующий релиз добрался лишь до 88-й позиции).

Пластинка стала последней совместной работой группы с недавно пришедшим в коллектив Зэлом Клеминсоном.

Фото внутреннего конверта пластинки
Фото внутреннего конверта пластинки

Я не припомню, чтобы слушал этот альбом прежде - как и с предыдущим релизом, был знаком с ним чисто по обложке, поэтому мой разбор будет, можно сказать, непредвзятым.

1. "Holiday". Пластинка открывается кантри-роковой композицией "Holiday" - если бы не чистое звучание вступительной гитары, я бы сказал, что это стандартный назаретовский рок. Я не большой фанат кантри и всего такого, но поскольку подобная стилистика не слишком традиционна для Назарет, я был приятно удивлен. Сразу чувствуются перемены в звуке: Дэн не кричит, а поет спокойно; все очень расслабленно, легко и мелодично. В то же время здесь есть яркий и запоминающийся припев - да, аоровский; да, радиоформатный - ну, и что? Кто сказал, что группа должна только "молотить" тот хард, что был в 70-х?

2. "Showdown at the Border". А вы знаете, аоровские эксперименты Назарет мне начинают нравиться! Здесь уже более злой и харизматичный вокал (вспоминается старый-добрый Дэн из 70-х). Но самое классное здесь - предприпев (например, с 00:46), а точнее, его музыкальная гармония, очень цепляет, хочется переслушивать еще и еще! Что также нужно сказать: гитарный арпеджио-хук а ля Ван Хален, ну, и конечно же, фанковая часть с середины 3 минуты. Я очень приятно удивлен всей этой эклектике!

3. "Talkin' to One of the Boys". Шикарный рок! Тут что-то от панка (ритмика, дух и простота), что-от аора (хоровое пение на припеве). А этот спокойный кусочек (с 01:17) с атональными клавишами вообще супер! Соло на высоте, пронзительное и разнузданное! В целом музыка группы как структурно, так и мелодически взяла новую вершину - здесь уже нет прежней прямолинейности и простоты, музыканты ни на секунду не оставляют заскучавшим слушателя. Мне не очень нравится припев, а все остальное просто блеск!

4. "Heart's Grown Cold". Волшебная баллада-колыбельная, как из доброго советского фильма. Когда же начался припев, я просто опешил от удивления, это необыкновенно красиво... Примечательно, что автор этой песни - Зэл Клеминсон; это, определенно, одна из лучших вещей, написанных им в составе Назарет.

5. "Fast Cars". Начало напомнило мне "Riders on the Strom" - но "Тачки", наверное, более яркая с точки зрения "атмосферности" вещь. Очень необычно для Назарет - и ксилофон, и этот басс "придискованный". Я сожалею, что не открыл для себя Malice in Wonderland раньше!

-3

6. "Big Boy". Новый трек - новые эксперименты! Вот, пожалуйста, распишитесь: рок с регги! Да еще и саксофон тут есть!

7. "Talkin' Bout Love". Друзья, я не знаю, что писать - я пропустил такой альбомище! Это просто улетная вещь, тут и злой динамичный риф, и восточный флер, и приятнейший попсовый припев, а с конца второй минуты - экспериментальная интерлюдия-соло. Я раньше "ругал" Назарет, когда был один и тот же рок-н-ролл, потому что я знал, что они могут больше, но я, прежде всего, держал в голове другой альбом из 80-х. Но "Мэлис" это просто супер-класс! Я знаю, что куплю следующим на виниле)))

8. "Fallen Angel". Вторая песня в альбоме, более-менее напоминающая "староформатный" Назарет (первая - "Holday"). И все бы ничего, но и здесь группа таки ввернула модерновый (аоровый или еще какой) элемент - оркестровая аранжировка. Не припомню, чтобы я слышал нечто похожее в предыдущих альбомах группы, а вы?

9. "Ship of Dreams". А здесь какой-то "эстрадный Юрай Хип" получился, не находите? С 02:10 заходит вторая часть (данный ход чем-то похож на "No Mean City", с которого я тащился в прошлый раз). Нисходящая гармония на манер "She's Gone" (Black Sabbath) тоже очень уместна и симпатична.

10. "Turning a New Leaf". Ну, что, дождались электроники? Я имею в виду драм-машину) Вот это Назарет, вот это удивили! А как поет Дэн? Эта песня смогла бы стать хитом для стрип-клубов, сместив Джо Кокера с его "You Can Leave Your Hat On".

Обычно я достаточно спокойно делаю выводы о прослушанном альбоме, стараясь как-то сжато и структурированно изложить свои мысли. Но здесь не получится, уж извините - это просто улёт! Я совершенно не ожидал, что альбом, начавшийся простенькой "Holiday" наберет такую высоту и сможет ТАК удивить. Эта пластинка просто и без лишнего шума "заезжает" в список моих любимых альбомов Nazareth. Игра в разборы дискографии шотландцев приобретает новые обороты и азарт!

#nazareth #hard rock #rock music #classic rock #рок-музыка #рок-н-ролл #музыкальные альбомы #музыкальныеобзоры #музыка