Выставочный зал Фонда Андрея Чеглакова. До 15 января.
Всю жизнь я люблю игры. Если бывают взрослые дети, то я точно одна из них. А еще мне кажется, что художник Леонид Тишков - тоже. Хотя я совсем не знаю его лично. Возможно, он очень серьезный человек. Но я смотрю его работы и каждый раз думаю, что такая фантазия может быть только у человека, который любит играть.
Придумать дать ветру кисти, чтобы увидеть, как он рисует - разве это не увлекательная игра? Тот случай, когда важен даже не результат, а идея и процесс. Волшебный процесс: рисующий ветер.
В конце девяностых художники Леонид Тишков, Ольга Хан и Андрей Суздалев на крыше московского дома привязали множество кисточек к веревкам, протянутым через бортики ограждения, прикрепили бумагу на мягкое покрытие крыши, обмакнули каждую кисточку в тушь и позволили ветру раскачивать кисти - так получилась серия "Картины ветра". ⤋
Захотелось найти определение слова "игра" - стала смотреть разные толковые словари. Понравилось в Новейшем философском:
ИГРА - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.
У Тишкова всегда интересно. Много волшебного и поэтичного. Люблю его "Частную луну"
и "Частное солнце" в парке Малевич.
На выставке в залах Фонда Чеглакова не столько игра воображения, сколько интеллекта. Вернее, и то и другое. Тишков - мифотворец, способный создать вселенную буквально из всего, даже, казалось бы, из вовсе не подходящего!
Поэтизация непоэтичного ("Хрустальный желудок ангела") одновременно притягивает и раздражает. И запоминается. Что это - ирония по отношению к доверчивыми любителям сказок?
Вспомнила вдруг, как в 90-е читала Сорокина. Я, наивная "тургеневская девушка", обожавшая "Рудина" и "Накануне", искренне повелась на романтическое описание природы (сейчас уже не вспомню, что это была за вещь), когда вдруг посреди такого красивого текста в скобочках - "(б..., не могу больше!)" (цитирую по памяти, конечно). Сорокин был крут, но на такую откровенную насмешку я почти обиделась. Тогда мне хотелось читать о романтической любви, "убегая" от действительности в книгу.
"Черный юмор" Тишкова мне нравится. Наверное, "доросла". Вообще Тишкова надо читать (чем сейчас и занимаюсь), потому что придумывает интересно и хочется разобраться в хитросплетениях созданных им миров.
"...«рисунки-тексты», жизнь, представленная как комикс. Я всё время раскладываю её, свою жизнь, в виде такого ежедневного упражнения. Комикс-дневник. Иногда некоторые картинки превращаются в живопись, в объекты. Так, «Земля Даблоидов» превратилась в пьесу, множество картин, объектов и крупномасштабные инсталляции". (Леонид Тишков, "Дело врача, или Откуда пришли даблоиды, то бишь комиксы в моем понимании")
На выставке можно посмотреть на Даблоиды в цвете, потому что цвет у Тишкова имеет значение. И, если повезет, даже разобраться, кто они такие!
"Первая книга моих комиксов называлась «Даблоиды». Это продолжение альбома 1989 г., заканчивается тем, что даблоиды победили и расселились по всему миру. Продолжением этой истории стал огромный 16-метровый свиток, который я нарисовал тушью и красной типографской краской на крафтовой бумаге в своей мастерской в Фурманном переулке. В то же время я создал вымышленное (симуляционное, как бы сейчас сказали) издательство «Даблус» для того, чтобы издать этот свиток в виде книги". (Леонид Тишков, "Дело врача, или Откуда пришли даблоиды, то бишь комиксы в моем понимании")
Можно развернуть и прочитать целиком 16-метровый свиток.
А еще - узнать историю Водолазов. Кстати, Водолаз Тишкова стоит сейчас на территории Парка культуры им. Горького, все собираюсь дойти-сфотографировать.
Зал с водолазом мне понравился больше, чем Даблоиды. Но это исключительно дело вкуса. ツ
Ну и главное, конечно, книги, которые "породил Даблус" - авторское издательство Леонида Тишкова. Тут невозможно оторваться! Есть очень-очень красивые. Среди авторов: Резо Габриадзе (как я люблю его "Знаешь, мама, где я был"!), Дмитрий Крымов, Константин Звездочётов, Никита Алексеев, Олег Дергачев и др.
В завершении скажу, что мне в очередной раз очень понравилось в залах Фонда Чеглакова. И снова я надолго зависла в книжном киоске (можно считать его отдельной экспозицией), который упоминала еще в статье о выставке керамики.
Вход на выставку свободный. Рекомендую всем поклонникам книжной графики, взрослым любителям сказок и фантазерам!