Найти тему
soullaway soullaway

Тяжёлая музыка из СССР. Часть первая. Официальная позиция.

Любите ли вы хард-н-хеви и хеви-металл, так как люблю его я? Ибо я их, в общем-то, конечно, уважаю, но любви особой не испытываю. В отношении этих жанров я не фанат, а спокойный созерцатель. Как и любой другой меломан, я, конечно же, знаю и уважаю основных исполнителей. Отдельные вещи мне нравятся, некоторые из них даже очень. Есть среди них и отечественный, так сказать, производитель, который ничем не уступает западным аналогам, даром, что с них всё и снималось, перерабатывалось и перемешивалось.

При этом общий фон отечественной тяжёлой музыки начал формироваться ещё в СССР. Да-да. И делалось это вполне себе официально. Потреба публики была огромная, и упускать государству возможность заработать на «причёсанном» хеви было тоже не лишним. В 80-ые при разных филармониях, домах культуры и народных театрах пронырливыми «директорами» в оборот брались «художественные руководители» металлических коллективов и с их непосредственным участием создавались вполне легальные хеви-группы. На самом деле таких историй было куда больше, чем я привожу ниже, но далеко не все из них имели счастливый конец, громкого же успеха было и того меньше. Но вот самых громких и высоко взлетевших вспомнить и переслушать будет не лишним:

Афтограф

По большому счёту это даже и никакая не тяжёлая музыка. Точнее, как – музыка как раз у этих парней была вполне себе тяжёлая в смысле нот, размеров и инструментальных выкрутасов. Вот звук, конечно, был без особых перегрузов и бласт-битов. Да и вообще у Автографа куда больше ходов и мотивов от Yes, Genesis и Gentle Giant, чем от Judas Priest, Iron Maiden и Accept. Но ведь при всём при этом дух раннего хард-н-хеви в их творчестве очень даже чувствуется – прям нет-нет, да проскользнёт кое-где мотивчик в духе Дио или басовый ход в жанре Гизера Батлера. Упомнить их я считаю важным потому, что именно с Автографа началось официальное признание такого вот сорта рока. Опять-таки именно работа с этими парнями сделала Маргариту Пушкину рок-поэтом №1 в СССР. А сколько кадров Автограф дал отечественной популярной музыке? Ну допустим про самого отца-основателя гитариста-виртуоза и сочинителя с огоньком Александра Ситковецкого и их первого знакового вокалиста Криса Кельми теперь уже мало кто помнит, но вот таких персонажей, как Сергей Мазаев и тем более Артур Беркут почитатели отечественного рока разной степени тяжести знают и почитают наверняка.

Круиз

С этими ребятами вообще сложно было понять кто они такие – рокеры или ВИА. Но даже если и рокеры, то в каком они жанре работают? То они рычат, что Motörhead, то они пританцовывают в духе Slade, то нарубают мясо не слабее Accept, а то вообще их можно спутать с Александром Барыкиным. Хотя лично мне по такому вот жанровому мотанию, распевкам и ярко прописанной бас-гитаре всегда напоминали Thin Lizzy. Примерно такое же промежуточное зависание между хард-роком и хард-н-хеви. Конечно же, с точки зрения металлического звучания прекрасен их одноименный англоязычный альбом 88-го года, но есть в нём одна беда – какой-то он больно прямолинейный, искренний и стандартно звучащий. Всё же мешанина жанров в их исполнении звучала куда милее, хоть и не так жёстко, как могла бы.

Чёрный кофе

Сразу оговорюсь, что Дмитрий Варшавский гений в своём роде, но его увлечённость тяжёлой немецкой волной слышна очень даже. Чистейший хард-н-хевви в духе Accept с нерегулярными отвлечениями на Scorpions – вот вам секрет звучания раннего Чёрного кофе. И всё это было довольно-таки «тяжело» для худсоветов. Вот и получилось так, что выпускник Гнессенки и сотоварищи с 80-го года писал песни лютой крутости, а пластинка его вышла только в 86-ом. Редкая вещь по тем временам – с полок музыкальных магазинов её просто выметали, и поймать её было нереально. По тем временам это была очень крутая музыка. Проблема в другом, что она такой и осталась на долгие времена. А как ни крути, но западные группы всё же менялись с годами. Наши же часто шли одной и той же дорогой.

Ария

Ещё одной советской признанной на официальном уровне тяжёлой группой стала уже точно группа с явными хеви-металлическими корнями. Да что уж там – с конкретным корнем и образцом для подражания. По сей день злые языки не прекращают иронизировать над явной схожестью Арии и Iron Maiden. Ну да, не без этого. Даже частая и довольно кардинальная ротация кадров в группах похожи. Однако, как по мне, наша версия Мейденов была и есть куда более интересным явлением, чем английская версия Aria. Во-первых, Стив Харрис по сравнению с Виталием Дубининым куда более слабый композитор. Во-вторых, с годами Мейдены стали только хуже, а вот про Арию такого даже и сказать трудно. Они, конечно, уже не те, что в 80-ые, они другие. То есть они и играют другую музыку, более адекватную времени и месту. В-третьих, у Арии всегда была и есть Маргарита Пушкина, а написанное ей живое слово куда лучше мёртвых перифразов средневековых протоколов инквизиции.

Мастер

И всё же Ария была мягковата – многим хотелось пожёстче. Хотелось главным образом и участникам самой Арии. Предварительно поругавшись со своим продюсером в 1986 году практически вся Ария ушла в сторону и стала Мастером. Так вот во второй половине 80-ых возникла ещё одна довольно популярная официально-признанная тяжёлая группа. При этом из всех «оффов» она была самая тяжёлая. На протяжении всей истории коллектива, мистическим и дивным образом продолжающейся и поныне, его единственным бессменным участником-идеологом остаётся Алик Грановский. Этот дядя, безусловно, очень крутой басист и невероятно прошаренный музыкант. В общем-то благодаря ему у группы Мастер практически нет похожих альбомов – каждый по-своему оригинален и, более того, довольно актуален текущему состоянию мировой тяжёлой сцены. Как по мне, так слушать их музыку, несмотря на довольно выраженную жёсткость, занятие интересное и увлекательное.

Если вам среди прочего не хватило коллективов из так называемого «неофициального» блока, то скажу вот что: о выпускниках Московской рок-лаборатории и подвальных металлистах обязательно поговорим, но в следующий раз. Поэтому, если оно вам интересно, следите за лентой – всё будет где-то, через неделю. Тем более представить нашу тяжелую сцену без той же «Коррозии металла» невозможно. Это сейчас их воспринимают как фриков, но когда-то это была вполне уважаемая группа.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.