Один из наиболее частых вопросов, которые мне задают: «Зачем нужны все эти ката?»
Я никогда не убеждаю тех, кто заранее решил для себя, что ката — бестолковая трата времени. Если вы из их числа, то остановиться следует здесь.
Эта статья адресована тем, для кого тренировка ката представляет ценность.
Начну с того, что в моем приоритете тренировка ката всегда стоит где-то на задворках. Были периоды, когда в моем додзё не изучали ката годами. И сегодня не более 10 % ребят из моей команды отрабатывают ката систематически.
Почему? Ответ для меня очевиден. Многие каратисты слишком рано приступают к его изучению. Представьте себе ребёнка, который «поёт» песню на незнакомом ему языке; добавьте к этому отсутсвие голоса, слуха и таланта. Примерно так же выглядят движения каратиста с низким уровнем базы и без опыта применения составляющих ката хотя бы на уровне самообороны, не говоря уже о вольном поединке.
Такую картину часто я наблюдаю, когда ко мне приходят тренироваться ребята после 3-5 лет изучения ката. Только ката! Научить такого каратиста вести поединок — дело не одного года. С другой стороны, опыт показывает, что после 3-5 лет занятий кихоном и кумитэ освоить ката не составляет труда.
А теперь о том, почему я считаю ката полезным упражнением. Зайду издалека. Представьте себе гимнаста перед выполнением опорного прыжка: он выходит на дорожку, максимально сосредотачивается, мысленно во всех деталях прокручивает составляющие упражнения, только за этим следует само исполнение. Результат зависит не только от текущей спортивной формы, но и — в не меньшей степени — от ментального фокуса и эмоционального баланса.
Теперь поединок двух каратистов на татами. Спортсмены маневрируют, ложными действиями проверяют реакции друг друга, исходя из плана на поединок и полученных данных разведки готовят атаки, визуализируя их; в благоприятный момент (созданный своими действиями или в результате ошибки соперника) проводят атаку, выходят из приёма, сохраняя сосредоточенность и оставаясь готовыми атаковать или защищаться. Результативность атак и защит напрямую зависит от свежести тела, ясности ума и баланса эмоций. Когда все составляющие — физическая, ментальная и эмоциональная — в гармонии, вероятность нокаутировать в бою или получить оценку в спортивном поединке резко возрастает.
Какое отношение к этому имеет ката? Об этом моя статья.
Известный трюк: когда мы представляем себе сочный кислый лимон, замечаем, как рот наполняется слюной. Когда мы мысленно представляем себе какое-либо движение, визуализируя его во всех деталях, у нас активизируются те же отделы мозга, что и при непосредственном движении. Чем более детально и тщательно мы визуализируем действие, тем лучше мы его затем выполняем.
Закройте глаза и исполните ката от начала до конца идеомоторно (мысленно представляя движения и ощущения), ничего не упуская из вида, контролируя все нюансы. Пусть ката исполняет лучшая версия вас; она все делает мощно, ритмично, отчётливо, технично, быстро, хлёстко, в устойчивых позициях. Наделите «лучшую версию» теми качествами, которые вам необходимы.
Следующий шаг — разделение ката на эпизоды и работа над каждым из них с чередованием режимов: идеомоторный-моторный-… Длительность идеомоторного режима должна быть примерно равна длительности моторного. Важно визуализировать ритм предстоящего эпизода, синхронизируя его с дыханием. Вы почувствуете, как ваш живот начнёт пульсировать в такт воображаемым защитам и атакам.
Поединок и исполнение ката похожи на рваный бег: фазы с кратковременными ускорениями чередуются с пассивными фазами. Здесь очень важно сформировать навык экономить и быстро восстанавливать энергию. Бежать 2 минуты в режиме спринта невозможно, равно как вести 2-минутный поединок или исполнять ката на постоянных взрывах без пауз. А взрываться, тратя несколько процентов заряда вашего «аккумулятора», заряжаться до заветных 100% и снова максимально взрываться — это то самое качество, которое можно обрести благодаря практике ката. Время подзарядки тратится не зря: в эти моменты происходит визуализация следующего эпизода.
Получается, чередуются активные и пассивные фазы: предельный взрыв-трата энергии, визуализация-подзарядка-восстановление дыхания. По мере роста тренированности сокращается как расход энергии, так время, необходимое на восстановление.
Отработав каждый эпизод ката, начните ката исполнять целиком, чередуя активные и пассивные фазы. В моменты визуализации наращивайте давление в животе и смотрите в одну точку: визуальный и ментальный фокус взаимосвязаны. Медленные движения в ката также используйте для визуализации, увеличения компрессии в животе, восстановления сил и подготовки последующего взрыва.
На мой взгляд, ката ради ката — занятие сомнительное.
Но если отрабатывать его по описанному мной методу, то в результате вы сможете перенести необходимые навыки для работы на снарядах и в кумитэ. Например, перед комбинацией по лапам визуализируйте необходимые детали (темп, точность, акцент и другое). При подготовке атак в спаррингах, визуализируйте их во всех деталях и вариациях в зависимости от возможного развития событий. Визуализируйте иппоны и нокауты! Защищайтесь, избегайте борьбы или создавайте видимость атак, когда система тело-разум-эмоции не готовы к пиковой производительности. Набрали 100% заряда — вперёд!
Ну и напоследок, не забывайте, что визуализации самой по себе мало: формирование устойчивого навыка требует повторений, исчисляемых тысячами.
Автор статьи: Александр Чичварин