Найти тему
Мир Итальянского Кино

Итальянские художницы XVI-XVII века: знаем ли их мы?

Талантливые художницы во все времена считались большой редкостью. Мир искусства предлагал им лишь роль музы или натурщицы.

Элизабетта Сирани. Автопортрет как аллегория живописи
Элизабетта Сирани. Автопортрет как аллегория живописи

Артемизия Джентилески (1593 – 1652/1653) – итальянская художница, чьи биография и искусство столь неразрывно переплетены, что без представления об её яркой и, без сомнения, чрезвычайно драматической жизни невозможно понять искусство этой выдающейся художницы XVII столетия.
Эпитет "выдающаяся" здесь вполне уместен: Артемизия вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху, когда историю искусства создавали мужчины), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место.

Роль Артемизии понимали и современники, недаром она была первой женщиной, которую приняли в члены Академии живописного искусства во Флоренции – первой художественной Академии Европы. В XX веке Артемизия была удостоена звания, за которое она так долго боролась – "первая леди живописи барокко". Её творчество понимают и открывают заново. Она добилась признания у частных коллекционеров и на рынке искусства.

Смотрите документальный фильм «Непокорная Артемизия» (2011) о жизни и творчестве итальянской художницы
Смотрите документальный фильм «Непокорная Артемизия» (2011) о жизни и творчестве итальянской художницы
Артемизия Джентилески. Автопортрет как аллегория живописи Autoritratto in veste di Pittura или просто La Pittura. Картина маслом на холсте, вероятно, была создана во время пребывания Джентилески в Англии между 1638 и 1639 годами. Она находилась в коллекции Карла I и была возвращена в Королевскую коллекцию во время реставрации (1660) и остается там до сих пор. В 2015 году она была выставлена в "Камберлендской галерее" во дворце Хэмптон-Корт. (Инициалы художника помещены под палитрой).
Артемизия Джентилески. Автопортрет как аллегория живописи Autoritratto in veste di Pittura или просто La Pittura. Картина маслом на холсте, вероятно, была создана во время пребывания Джентилески в Англии между 1638 и 1639 годами. Она находилась в коллекции Карла I и была возвращена в Королевскую коллекцию во время реставрации (1660) и остается там до сих пор. В 2015 году она была выставлена в "Камберлендской галерее" во дворце Хэмптон-Корт. (Инициалы художника помещены под палитрой).

Во времена Ренессанса существовали незаурядные художницы, которые могли составить конкуренцию профессиональным мастерам, окончившим Академию искусств. К сожалению, многие из них работали тайно, подписывались мужскими именами и не выставлялись, и сейчас их наследие утрачено.

И всё же история искусства знает несколько громких женских имён, не уступающих заслуженным классикам ни в трудолюбии, ни в силе таланта. Вспоминаем, как женщины пробивали «стеклянный потолок» художественного мира XVI-XVII столетий.

Элизабетта Сирани (1638 - 1665)
Элизабетта Сирани (1638 - 1665)

Элизабетта Сирани

Дочь художника болонской школы и торговца искусством Джованни Андреа Сирани, одного из ближайших учеников и сотрудников Гвидо Рени, училась в его мастерской, а потом и возглавила ее, когда отец отошел от дел.

Уже в 17 лет была вполне зрелым мастером. Одна из немногих женщин была принята в Академию святого Луки, сама открыла художественную школу для женщин. Очень плодотворная художница, работала молниеносно быстро. Ее работы охотно покупали члены семейства Медичи. Прожила до обидного мало – всего 27 лет, умерла от прободной язвы. Поговаривали, что ее отравила служанка.

Оставила около 200 живописных и и графических работ, находящихся сегодня в различных музеях Европы и США.

Портрет Джованны Гарцони , около 1665/ худ. Карло Маратти
Портрет Джованны Гарцони , около 1665/ худ. Карло Маратти

Джованна Гарцони (1600-1670) - итальянская художница эпохи барокко. Известна многочисленными натюрмортами и ботаническими зарисовками, в которых художественность сочетается с натуралистической достоверностью. Но неплохо ей удавались и портреты, например, она написала портрет герцога Савойского.

Мариетта Робусти (1554 - 1590). Единственная картина, которая совершенно точно атрибутируется ее кисти -- автопортрет в белом платье из Уффици.
Мариетта Робусти (1554 - 1590). Единственная картина, которая совершенно точно атрибутируется ее кисти -- автопортрет в белом платье из Уффици.

Мариетта Робусти

Дочь известного живописца Якопо Тинторетто. Получила образование под руководством своего отца и также занималась живописью, главным образом — портретной. Мариетта Робусти одна из немногих известных женщин-живописцев этого периода.

Основным источником из которого мы можем узнать о жизни этой художницы, является биография Тинторетто, написанная Карло Ридольфи (итальянский живописец и историк искусства).

Год её рождения точно неизвестен, так как в книге Ридольфи — это 1560 г., а в другом источнике — 1555 г. Родилась и всю жизнь прожила в Венеции.

У неё было прозвище, которое она унаследовала от отца - «la Tintoretta». Отец Якопо был красильщиком — tintore.

Плаутилла Нелли «Святая Екатерина Сиенская де Риччи» / Галерея Уффици, Флоренция
Плаутилла Нелли «Святая Екатерина Сиенская де Риччи» / Галерея Уффици, Флоренция

Монахиня из Флоренции Плаутилла Нелли (1524-1588)

Сестра Плаутилла — одна из немногих женщин, имя которых упоминается в культовой книге Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Согласно оценке основоположника искусствознания, она была художницей не только талантливой, но и весьма популярной. Написанные ею лики святых имелись «в домах столь многих благородных флорентийцев, что будет лишним перечислять их всех».

Её достижения покажутся ещё более впечатляющими, если вспомнить о том, что в те времена даже самым талантливым монахиням дозволялось разве что изготавливать иллюстраций к молитвенникам. Вазари подчеркивал, что Нелли обучалась живописи самостоятельно, копируя своих современников Фра Бартоломео и Андреа дель Сарто.

Лавиния Фонтана «Автопортрет в студии» (1579) / Галерея Уффици, Флоренция
Лавиния Фонтана «Автопортрет в студии» (1579) / Галерея Уффици, Флоренция

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Талантливая итальянская художница из Болоньи тоже добилась самого высокого признания. Постичь азы мастерства в юности ей помог отец-художник. Портреты ей заказывали самые знатные люди Италии, сам папа Климент Восьмой делал ей заказы.

Лавиния вышла замуж за художника из знатной семьи. Она родила целых 11 детей, правда, до взрослого возраста дожили только трое. Муж признавал талант супруги, и, когда пришло время, ради него поступился своей карьерой.

Лавиния Фонтана была тем ещё трудоголиком. Софонисбе, Барбаре и Плаутилле не приходилось задумываться о деньгах — жизнь при дворе, в отчем доме или в монастыре избавляла их от финансовых забот. А вот уроженка Болоньи была вынуждена конкурировать с мужчинами-живописцами за место под солнцем.

Своим творчеством Лавиния зарабатывала своей семье на хлеб и написала сотни картин на заказ. Сначала это были портреты местных учёных мужей и банкиров, которые хотели получить своё изображение за умеренную цену. Но вскоре молодая художница нашла себе более заинтересованных и платёжеспособных клиентов за пределами родного города.

В то время картина, написанная женщиной, считалась модной экзотикой. И многие знатные дамы, следившие за мировыми трендами, не преминули воспользоваться услугами Фонтаны. Художница довольно быстро завоевала расположение аристократии. Все её модели, будь то скромная невеста, высокопоставленная матрона или скорбящая вдова, выглядели одновременно и благородно, и гламурно. Женщины не могли не оценить такой искусный подход.

Барбара Лонги «Автопортрет в образе Святой Екатерины Александрийской» (1589) / Художественный музей Равенны
Барбара Лонги «Автопортрет в образе Святой Екатерины Александрийской» (1589) / Художественный музей Равенны

Барбара Лонги (1552 — 1638)

Ещё одна женщина, заслужившая упоминание в легендарном труде Джорджо Вазари. Живописец отмечал «безукоризненное изящество» цветовой палитры полотен Барбары и «хорошую манеру исполнения». Ничего удивительного: девушка была погружена в художественную среду с самого рождения.

Её отец Лука Лонги был известным маньеристом, старший брат тоже занимался живописью. Связь Барбары с семьёй никогда не прерывалась. Всю свою жизнь художница прожила в Равенне, не покидая отчего дома и, судя по всему, так и не выйдя замуж.

Единственным интересом Барбары были картины. Она писала портреты на заказ и вела переговоры с меценатами, позировала отцу и даже бралась за работу по росписи церковных алтарей. А её картины на библейские сюжеты можно назвать первой попыткой арт-терапии: изображая себя в смиренном образе праведницы, она пыталась преодолеть грех тщеславия.

К сожалению, большую часть картин Барбара из скромности не подписывала. Исследователи полагают, что отдельные работы, считающиеся сейчас творческим наследием её отца, на самом деле принадлежат её кисти. Сейчас полотна художницы представлены в собраниях Лувра, Национальной Пинакотеки Болоньи и Пинакотеки Брера в Милане.

Феде Галиция. Автопортрет в образе Юдифи / Judith with the Head of Holofernes 1610s
Феде Галиция. Автопортрет в образе Юдифи / Judith with the Head of Holofernes 1610s

Феде Галиция (1578- 1630) - итальянская художница. Была дочерью художника-миниатюриста, он же ее и учил. Галиция была настоящим вундеркиндом, знатоки хвалили ее работы, написанные еще в 12-летнем возрасте.

Она писала замечательные портреты своих современников, но кроме портретов ей прекрасно удавались натюрморты, а ведь до нее в Италии никто серьезно не занимался этим жанром, первенство держали голландцы. Ее художественную карьеру можно считать успешной, ее работы хорошо продавались. Художница никогда не была замужем, умерла от чумы в 52 года в Милане.

44 из известных 63 её полотен изображают вазы с сочными персиками, чаши, наполненные спелыми вишнями, ветви винограда. Её работы камерны и элегантны: художница избегала нагромождения элементов, выбирала простые композиции и естественные оттенки.

О личной жизни Феде известно мало: она отказалась от замужества, зато много путешествовала и работала. По оценкам искусствоведов, её творчество повлияло на развитие барочного натюрморта и даже вдохновило Караваджо при написании его знаменитой «Корзины с фруктами».

Софонисба Ангиссола (1532- 1625). Автопортрет.
Софонисба Ангиссола (1532- 1625). Автопортрет.

Софонисба Ангиссола

итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.

Она была придворным живописцем испанского двора (после того, как написала портрет герцога Альбы, который порекомендовал её испанскому королю Филиппу II) и написала множество портретов членов королевской семьи и других патрициев. У нее было две сестры, обе тоже были художницами.

На своих автопортретах Софонисба предстает перед зрителем сосредоточенным, спокойным и абсолютно уверенным в себе художником. Ещё бы! Она стала первой женщиной, которая добилась общественного признания и построила впечатляющую карьеру портретистки.

Когда девушке исполнилось 14, отец отдал её на обучение к Бернардино Кампи, известному в Ломбардии художнику. Тот научил молодую аристократку грунтовать холсты, варить масло и смешивать пигменты. После чего Софонисба отправилась в Рим, где познакомилась с самим Микеланджело. Маэстро сразу распознал в ней незаурядный художественный талант.

Следующие пару десятков лет она писала официальные портреты королевской семьи, находясь на полном содержании и получая достойную оплату. А за портрет короля Софонисбе и вовсе назначили пожизненную пенсию в 200 дукатов — совершенно немыслимая сумма для незамужней женщины эпохи Возрождения.

А творила Софонисба много и вдохновленно — свой последний автопортрет написала в 88 лет. На склоне лет она даже выступила моделью для молодого Вай Дейка. Впоследствии тот признавался, что общение с художницей помогло ему многое узнать об истинных принципах живописи.

О её насыщенной событиями жизни давно пора снять фильм.

* * * * * * * * * * * * * * * *

Спасибо за внимание!

Ваши комментарии и лайки помогают развитию канала! И не забывайте подписаться, чтобы быть в курсе новых интересных материалов!

На сегодня у нас всё! Расширяйте свой кругозор вместе с нашим каналом, а мы рады будем расти вместе с вами ;))