Найти тему

Мастера самодеятельных искусств. Выставка художников-самоучек в Пермской художественной галерее в 1939.

1 мая 1939 года в Пермской областной художественной галерее (ПОХГ) открылась первая областная выставка самодеятельного изобразительного искусства. В публикациях в местных газетах подчеркивается особое значение и статус как выставки, так и советского самодеятельного искусства в целом. Научный сотрудник ПОХГ А.Б.Бриндаров отмечает, что работы художников самоучек демонстрируются «рядом с произведениями великих русских художников реалистов И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина, И.Левитана».

В архиве Пермской художественной галереи хранятся газетные вырезки, служебные записки того года, в которых отражены организационные и собственно творческие аспекты этой выставки. Сохранились и некоторые работы, но, из-за плохого состояния, их невозможно рассмотреть в деталях (некоторые работы, возможно, не подлежат реставрации), атрибуцию большинства работ также пока восстановить не удалось. Тем не менее, мы решили опубликовать этот материал, поскольку... Интересно же!

Рабочие-стахановцы заводов имени Сталина и Дзержинского тт. Лебедев и Бусырев, домохозяйка Умникова, письмоносец Протопопова, бухгалтер артели "Ударник" Тресцен, плотник Карнаухов, всего двенадцать человек составляют основное ядро группы художников-самоучек, занимающихся в студии при художественной галерее.

Художники-самоучки занимались в студии при Пермской художественной галерее, разумеется, не сами по себе, а под руководством преподавателя художественного техникума товарища Семченко. По сути они были студентами-заочниками и, при желании, после прохождения курса могли сдавать экзамены в художественную академию. Мало того, для особо одаренных самоучек была предусмотрена расширенная программа (история искусств, графика, пластическая анатомия, композиция и портрет).

Но работа студии тормозиться из-за материальной необеспеченности. У студии нет средств, не на чем рисовать. Студия совершенно не освещена, художники-самоучки рисуют при свете керосиновых ламп.
Жилина Н.Н., молотовский художник-самоучка. И.В,Сталин, К.Е.Ворошилов и Геля Маркизова. 1939 То ли приквел, то ли сиквел известной фотографии И.В.Сталина с бурятской девочкой Энгельсиной на руках, образ которой был растиражирован на плакатах "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!"
Жилина Н.Н., молотовский художник-самоучка. И.В,Сталин, К.Е.Ворошилов и Геля Маркизова. 1939 То ли приквел, то ли сиквел известной фотографии И.В.Сталина с бурятской девочкой Энгельсиной на руках, образ которой был растиражирован на плакатах "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!"

На афише выставки подобно разъясняется специфика самодеятельного изобразительного искусства, которое «не является только развлечением самодеятельных художников — рабочих, крестьян, служащих, домохозяек, оно имеет общественное значение для воспитания трудящихся в духе коммунизма». Миссия советского самодеятельного искусства - «отобразить счастливую, радостную жизнь народов Советского Союза, завоеванную под руководством коммунистической партии, любимого вождя народов товарища Сталина».

-2

Идеологическая направленность выставочной деятельности в СССР была явлением обычным, гораздо больший интерес в публикациях о выставке в ПОХГ 1939 года представляет тщательная проработка социального портрета «художника-самоучки». Кроме того, работы, представленные на выставке работы, впоследствии попавшие в музейную коллекцию, имеют атрибуцию «художник-самоучка».

-3

Директор ПОХГ Н.Н.Серебренников указывает на принципиальность различия художников-любителей и художников самоучек. Творчество первых носит праздный характер, их работы обычно декоративны и лишены идейности. Самоучки создают идейно-выразительные произведения, вдохновленные успехами советской власти, учением Ленина-Сталина (при этом — и те и другие занимаются творчеством в часы досуга и совершенствуют свои навыки в кружках и студиях).

-4

Следовательно, выражение «художник-самоучка» в советской культуре понималось не буквально, как «научившийся без посторонней помощи», а как «сознательно определившийся в нравственном и эстетическом плане и вдохновляющийся в своем творчестве советской идеологией».

На выставке творчества современных художников много от старого - слащавых пейзажиков, натюрмортов, заглаженных картинок-фотографий. На этом фоне выделяется работа художника-самоучки Ворченского "Рабкор "Звезды". И по своей идее, и по своему выполнению она ярко выражает современность.
Картина художника Ворченского "Рабкор "Звезды" (иллюстрация в газете "Вечерняя Звезда" №11, 1939
Картина художника Ворченского "Рабкор "Звезды" (иллюстрация в газете "Вечерняя Звезда" №11, 1939

А.В.Бакушинский считает, что творчество художников-самоучек в СССР генетически связано с народным творчеством, является новым витком его развития. Он полагает, что в творчестве художников самоучек, как и в народном творчестве, отражаются самые важные в текущий момент для народа явления. Для крестьян досоветской эпохи это были, в первую очередь, наиболее значимые для ведения хозяйства природные явления или религиозные сюжеты. Для советского человека на первый план выходит идейная составляющая социальных явлений, и он так же искренне, в меру своей образованности и подготовки, выражает ее в своем творчестве.

Но, несмотря на идеологические приоритеты, многие из сохранившихся работ написаны на политически нейтральные сюжеты: те самые "нереволюционные" пейзажи и бытовые сцены с участием рабочих, крестьян, красноармейцев.

-6
-7
Талантливый художник-самоучка, кочегар парохода "Ленинград", т. Данилов приготовил к выставке серию эскизов-пейзажей, написанных маслом. Акварельные рисунки представили на выставку масленщик Гужавии и матрос парохода "Волга" Харитонов.

Советские искусствоведы часто рассматривали художественную самодеятельность как один из источников обновления профессионального искусства, его «резерв», сохраняя при этом дистанцию между «самоучками» и «профессионалами». Хотя де-юре в принципах соцреализма профессионализм и мастерство не упоминаются, де-факто путь на Олимп советского искусства художникам-самоучкам был закрыт. В этой связи атрибутирование участниками выставки в ПОХГ собственных работ словосочетанием «художник-самоучка» указывает не только на право выставляться рядом с Шишкиным и Репиным, но и на ограничение права стать им равным.

-8

Напоследок - любопытная, даже мистическая деталь. Многие найденные работы, из-за ненадлежащих условий хранения, были покрыты слоем плесени. Но лица политических лидеров не заплесневели. То ли пигмент не по вкусу грибам, то ли какие-то сверхъестественные силы вмешались.

-9
-10

Используемые источники:

  1. Бриндаров А.Б. Первая Пермская областная выставка самодеятельного изобразительного искусства. Газета «Искра» за 01.05.1939
  2. Пермская областная выставка самодеятельного изобразительного искусства (афиша). Типография «Звезда», 1939
  3. Серебренниов Н.Н. Резцом и кистью. Газета «Звезда» №77 за 04.05.1939
  4. Бакушинский А В Исследования и статьи М, 1981
  5. См. например: Пунин Н.Н. Искусство примитива и современный рисунок//Искусство народностей Сибири Л, 1930, Гущин А.С. Самодеятельное изоискусство М , Л, 1931, Иоффе И.И. Новый стиль.
-11