1 мая 1939 года в Пермской областной художественной галерее (ПОХГ) открылась первая областная выставка самодеятельного изобразительного искусства. В публикациях в местных газетах подчеркивается особое значение и статус как выставки, так и советского самодеятельного искусства в целом. Научный сотрудник ПОХГ А.Б.Бриндаров отмечает, что работы художников самоучек демонстрируются «рядом с произведениями великих русских художников реалистов И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина, И.Левитана».
В архиве Пермской художественной галереи хранятся газетные вырезки, служебные записки того года, в которых отражены организационные и собственно творческие аспекты этой выставки. Сохранились и некоторые работы, но, из-за плохого состояния, их невозможно рассмотреть в деталях (некоторые работы, возможно, не подлежат реставрации), атрибуцию большинства работ также пока восстановить не удалось. Тем не менее, мы решили опубликовать этот материал, поскольку... Интересно же!
Рабочие-стахановцы заводов имени Сталина и Дзержинского тт. Лебедев и Бусырев, домохозяйка Умникова, письмоносец Протопопова, бухгалтер артели "Ударник" Тресцен, плотник Карнаухов, всего двенадцать человек составляют основное ядро группы художников-самоучек, занимающихся в студии при художественной галерее.
Художники-самоучки занимались в студии при Пермской художественной галерее, разумеется, не сами по себе, а под руководством преподавателя художественного техникума товарища Семченко. По сути они были студентами-заочниками и, при желании, после прохождения курса могли сдавать экзамены в художественную академию. Мало того, для особо одаренных самоучек была предусмотрена расширенная программа (история искусств, графика, пластическая анатомия, композиция и портрет).
Но работа студии тормозиться из-за материальной необеспеченности. У студии нет средств, не на чем рисовать. Студия совершенно не освещена, художники-самоучки рисуют при свете керосиновых ламп.
На афише выставки подобно разъясняется специфика самодеятельного изобразительного искусства, которое «не является только развлечением самодеятельных художников — рабочих, крестьян, служащих, домохозяек, оно имеет общественное значение для воспитания трудящихся в духе коммунизма». Миссия советского самодеятельного искусства - «отобразить счастливую, радостную жизнь народов Советского Союза, завоеванную под руководством коммунистической партии, любимого вождя народов товарища Сталина».
Идеологическая направленность выставочной деятельности в СССР была явлением обычным, гораздо больший интерес в публикациях о выставке в ПОХГ 1939 года представляет тщательная проработка социального портрета «художника-самоучки». Кроме того, работы, представленные на выставке работы, впоследствии попавшие в музейную коллекцию, имеют атрибуцию «художник-самоучка».
Директор ПОХГ Н.Н.Серебренников указывает на принципиальность различия художников-любителей и художников самоучек. Творчество первых носит праздный характер, их работы обычно декоративны и лишены идейности. Самоучки создают идейно-выразительные произведения, вдохновленные успехами советской власти, учением Ленина-Сталина (при этом — и те и другие занимаются творчеством в часы досуга и совершенствуют свои навыки в кружках и студиях).
Следовательно, выражение «художник-самоучка» в советской культуре понималось не буквально, как «научившийся без посторонней помощи», а как «сознательно определившийся в нравственном и эстетическом плане и вдохновляющийся в своем творчестве советской идеологией».
На выставке творчества современных художников много от старого - слащавых пейзажиков, натюрмортов, заглаженных картинок-фотографий. На этом фоне выделяется работа художника-самоучки Ворченского "Рабкор "Звезды". И по своей идее, и по своему выполнению она ярко выражает современность.
А.В.Бакушинский считает, что творчество художников-самоучек в СССР генетически связано с народным творчеством, является новым витком его развития. Он полагает, что в творчестве художников самоучек, как и в народном творчестве, отражаются самые важные в текущий момент для народа явления. Для крестьян досоветской эпохи это были, в первую очередь, наиболее значимые для ведения хозяйства природные явления или религиозные сюжеты. Для советского человека на первый план выходит идейная составляющая социальных явлений, и он так же искренне, в меру своей образованности и подготовки, выражает ее в своем творчестве.
Но, несмотря на идеологические приоритеты, многие из сохранившихся работ написаны на политически нейтральные сюжеты: те самые "нереволюционные" пейзажи и бытовые сцены с участием рабочих, крестьян, красноармейцев.
Талантливый художник-самоучка, кочегар парохода "Ленинград", т. Данилов приготовил к выставке серию эскизов-пейзажей, написанных маслом. Акварельные рисунки представили на выставку масленщик Гужавии и матрос парохода "Волга" Харитонов.
Советские искусствоведы часто рассматривали художественную самодеятельность как один из источников обновления профессионального искусства, его «резерв», сохраняя при этом дистанцию между «самоучками» и «профессионалами». Хотя де-юре в принципах соцреализма профессионализм и мастерство не упоминаются, де-факто путь на Олимп советского искусства художникам-самоучкам был закрыт. В этой связи атрибутирование участниками выставки в ПОХГ собственных работ словосочетанием «художник-самоучка» указывает не только на право выставляться рядом с Шишкиным и Репиным, но и на ограничение права стать им равным.
Напоследок - любопытная, даже мистическая деталь. Многие найденные работы, из-за ненадлежащих условий хранения, были покрыты слоем плесени. Но лица политических лидеров не заплесневели. То ли пигмент не по вкусу грибам, то ли какие-то сверхъестественные силы вмешались.
Используемые источники:
- Бриндаров А.Б. Первая Пермская областная выставка самодеятельного изобразительного искусства. Газета «Искра» за 01.05.1939
- Пермская областная выставка самодеятельного изобразительного искусства (афиша). Типография «Звезда», 1939
- Серебренниов Н.Н. Резцом и кистью. Газета «Звезда» №77 за 04.05.1939
- Бакушинский А В Исследования и статьи М, 1981
- См. например: Пунин Н.Н. Искусство примитива и современный рисунок//Искусство народностей Сибири Л, 1930, Гущин А.С. Самодеятельное изоискусство М , Л, 1931, Иоффе И.И. Новый стиль.