Обществознание устроено так, что ты сталкиваешь с тем, что изучаешь, каждый день. Ручаюсь, что с культурой ты тоже соприкасаешься каждый день, но пока об этом ещё не задумывался. Давай же разберёмся.
Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).
Термин «Культура»
В обществознании данный термин может рассматриваться в двух смыслах: в широком и узком.
🔥 В широком смысле: культура — это совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы. Если объяснять этот термин, то мы назовём культурой абсолютно всё, что когда-то создал человек.
🔥 В узком смысле: культура — это сфера духовной жизни человека. Чем же данный термин отличается от первого? Тем, что в первом мы охватываем все сферы общества (политическую, экономическую, духовную и социальную) и всё, что в них создано — будет культурой. В узком же смысле культура представляет собой лишь определённую сферу жизни общества.
Виды культуры
В зависимости от того, кто создал культуру, для кого, по каким причинам, в каком виде выделяют формы культуры. Их несколько, здесь мы рассматриваем те, что пригодятся тебе на ЕГЭ.
Вид № 1. Материальная и духовная культура
Материальная культура — вид культуры, который включает в себя созданные человеческими руками физические объекты.
В самом термине ты можешь заметить несколько отличий материальной культуры:
- созданы человеком;
- физические объекты;
- выполняют определённую функцию;
- представляют ценность для группы людей или общества
Примеры материальной культуры: паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, стол, ноутбук и прочее.
Духовная культура — вид культуры, который включает в себя совокупность нематериальных явлений культуры.
Если материальная культура ощутима для нас, мы можем её увидеть, потрогать, ощутить, услышать, прикоснуться, то духовная культура не имеет физической формы: её нельзя потрогать или пощупать. И духовная культура больше создаётся разумом, а не руками.
Примеры духовной культуры: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.
Вид № 2. Народная, массовая, элитарная культуры
🔥 Народная культура. Данная форма культуры создаётся для всех, её авторами обычно выступают анонимами. Например, мы до сих пор не знаем истинного автора русских народных сказок или былин, потому что они были рассказаны кем-то одним, а в ходе их постоянного пересказа, обрастали деталями всё больше. В итоге, мы получили сказку, но кто был первым сказителем — нам узнать уже не удастся. Народная культура может существовать в разных видах: сказки, танец, карнавалы, фольклор. Данная форма содержит небольшое количество приёмов, жанров и сюжетов, а главная цель — передача традиций из поколения в поколение.
🔥 Массовая культура. Тоже создаётся для всех, но в данном случае авторами могут быть профессионалы своего дела. Главная цель — коммерция, то есть получить как можно больше прибыли. Массовая культура не несет высокого смысла, она проста для понимания с первого раза, например, комедии, которые мы любим посмотреть для разгрузки мозга. Кстати, одной из функций массовой культуры является развлечение, отвлечение от проблем. Появилась данная форма в середине 15 века, когда началось массовое производство продуктов духовной культуры — книгопечатание. После был расцвет капитализма, научно-технический прогресс, которые поставили на поток такие действия как звукозапись и кинематограф. Сейчас, в эпоху Интернета, массова культура является очень популярной: фильмы Marvel, сериалы, компьютерные игры и пр.
🔥 Элитарная культура. Самая сложная для восприятия из всех. Элитарная культура создаётся профессионалами для знатоков искусства, которые отлично разбираются в искусстве, читают много рецензий, критики, тематических книг. Для элитарной культуры прибыль не важна, важно — самовыражение автора и передача смыслов. Чтобы понять произведения этой культуры, нужно готовиться заранее. Примеры элитарной культуры: живопись Моне, проза Андрея Белого, фильмы Андрея Тарковского, опера и др.
Функции культуры
В обществознании ты можешь встретить такие слова как «функция», «роль» или «значение». Чаще всего, это одинаковые вещи. Когда нас спрашивают про функции, значит, мы должны рассказать, для чего создаётся культура, зачем она людям, в чём её полезность.
Рассмотрим более подробно каждую из них:
🔥 Адаптивная функция — мы рождаемся в мире, в котором не всегда понимаем как жить, потому что природа непредсказуема. И много зависит от части света, в которой ты родился. У разных народов в их культуре сохраняются приёмы приспособления: способы лечения, строительство жилья, ношение определённой одежды и т.д. Так с помощью культуры изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнять жизнь удовольствиями и развлечениями.
🔥 Нормативная (регулятивная) функция — в каждом обществе своя культура общения, нормы ношения одежды, различные приемлемые правила поведения и прочее. Люди создают нормы (а мы помним, что это духовная культура!) для поддержания стабильности и порядка. Например, в мусульманских странах девушка в отрытой одежде вызовет возмущение и осуждение, потому что нормы в мусульманских странах иные, нежели в Европе, например.
🔥 Социализация — человек с рождения начинает усваивать социокультурный опыт благодаря родителям, воспитателям, друзьям, другим людям. Это тоже часть культуры, потому что мы учимся жить в обществе.
🔥 Ценностная — культура формирует у человека ориентиры в жизни. Как мы узнаём, что убивать другого — это зло? С помощью культуры. Нам постоянно транслируют ценности гуманизма.
🔥 Информационная — человек накапливает, систематизирует и обменивается информацией. Конечно, не всё становится культурой, но значимые вещи остаются в истории.
🔥 Знаковая — содержание культуры мы часто воспринимаем через изображения, символы, знаки. Шиш, лайк, окей. Например, в Австралии показать большой палец вверх — ругательство, а в России — это даже некоторая форма похвалы. Мы учимся читать знаки, живя в том или ином обществе.
🔥 Трансляционная — данная функция отвечает за передачу накопленных информации, ценностей и прочих элементов из поколения в поколение.
🔥 Познавательная — отвечает за получения новых знаний об объектах и явлениях окружающего мира.
🔥 Творческая — связана с созданием уникально нового, неповторимого.
🔥 Коммуникативная — без культуры люди не смогли бы общаться, понимать друг друга, правильно вести диалог и дискуссию, отстаивать свое мнение и идти на компромисс.
🔥 Объединяющая — благодаря общим идеям и ценностям люди объединяются в группы. Если мне нравится Оля Бузова, и тебе тоже, а ещё она нравится Пете, то скорее всего, мы объединимся на основе этого интереса
🔥 Расслабляющая — часто культура приносит людям удовольствие и служит хобби. Вспоминаем массовую культуру:)
🔥 Гуманистическая. Культура — это то, что создается человеком для благо других людей. Благодаря ней мы развиваемся и самовыражаемся.
Формы культуры
Обычно мы рассматриваем общество как единый организм, в котором присутствуют правила и нормы поведения. И большая часть людей живёт в рамках доминирующей культуры.
Доминирующая культура — это совокупность верований, ценностей, правил поведения, интересов, характерных для большинства членов данного сообщества.
Однако люди разные, у них разные интересы, вкусы, желания и потребности, поэтому внутри общества выделяются группы. Эти группы носят название субкультуры.
Субкультура — это часть культуры общества, отличающаяся от доминирующей.
Субкультуры могут отличаться совершенно по разным признакам: раса, этнос, возраст, пол, класс и прочее. Обычно субкультуры сами стремятся отделится и быть замкнутыми. Они возникают как оппозиция ценностям более широкого культурного направления. Поклонники субкультуры могут демонстрировать своё единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов.
Если субкультура начинает противостоять на постоянной основе, то её уже определяют как контркультуру. Как правило, контркультура отвергает ценности доминирующей культуры. Однако контркультура не всегда несёт негативный оттенок, иногда она просто предлагает обществу другую систему норм и ценностей.
Например, раньше хиппи и их ценности считались конркультурой, а сейчас их взгляды стали частью доминирующей культуры.
Поздравляю с успешным освоением новой темы! Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).
Получить тест по теме в ЛС →
Примерное время выполнения: 15 минут.
Полноценный тест с автоматической проверкой. Мы используем сервис «РЕШУ ЕГЭ» как самый удобный в коммуникации между учителем и учеником. На сервисе возможна авторизация через ВК.