Найти тему
Журнал не о платьях

Тёмная история с наследством, которая позволила Башкирцевым безбедно жить во Франции

Источник фото: izbrannoe.com
Источник фото: izbrannoe.com

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Ре­пу­та­ция се­мьи и да­ма в бе­лом

По­ло­ви­ну сво­ей не­длин­ной жиз­ни художница Ма­рия Башкирцева про­жи­ла во Фран­ции, и днев­ник свой ве­ла на фран­цуз­ском. Но на­ча­лась вся эта ис­то­рия в Ма­ло­рос­сии, где она ро­ди­лась в се­ле Гав­рон­цы, что под Пол­та­вой.

Обы­ч­ная по­ме­щи­чья се­мья. Ста­рин­ный дво­рян­ский рус­ский род. Толь­ко баб­ка Ма­рии со сто­ро­ны ма­те­ри бы­ла фран­цу­жен­кой. Дет­ст­во Му­ся про­ве­ла ря­дом с ней. Мать Ма­рии по­с­ле двух лет бра­ка разъ­е­ха­лась с му­жем, увез­ла дво­их де­тей к ро­ди­те­лям. Все бы­ло скан­даль­но, не­при­стой­но, ма­лень­кую Му­сю ок­ру­жа­ла ат­мо­сфе­ра пе­ре­су­дов и не­до­мол­вок, ей при­хо­ди­лось быть сви­де­тель­ни­цей бе­з­о­браз­ных сцен, ко­то­рые ус­т­ра­и­вал бес­пут­ный, ве­ч­но пья­ный дя­дя Жорж, брат ма­те­ри. Да что дя­дя Жорж, ес­ли все взро­с­лые чле­ны се­мьи (кро­ме от­ца) ока­за­лись за­па­ч­кан­ны­ми в тем­ной ис­то­рии с на­след­ст­вом, ко­то­рое по­з­во­ли­ло Баш­кир­це­вым уе­хать за гра­ни­цу и ве­с­ти там без­бед­ную жизнь.

А бы­ло так. У ма­те­ри Ма­рии по­я­вил­ся по­клон­ник Фад­дей Ро­ма­нов, ста­рый хо­ло­стяк, не­по­мер­но бо­га­тый. Тол­ки по по­во­ду их от­но­ше­ний хо­ди­ли раз­ные, но не­со­м­нен­но од­но – се­мья ре­ши­ла не упу­с­кать бо­га­ча из сво­их рук. В кон­це кон­цов его же­ни­ли на се­ст­ре Ма­рии Сте­па­нов­ны – не­взра­ч­ной На­ди­не. И тут же мо­ло­до­же­ны, при­хва­тив с со­бой и Ма­рию Сте­па­нов­ну, и Му­сю, и ее бра­та По­ля, и ее ку­зи­ну Ди­ну, и де­душ­ку, и для не­го (по­го­ва­ри­ва­ли – для уте­хи Ма­рии Сте­па­нов­ны) - се­мей­но­го до­к­то­ра Ва­лиц­ко­го, от­пра­ви­лись за гра­ни­цу на мод­ней­ший то­г­да ку­рорт Ба­ден-Ба­ден.

Что там бы­ло на са­мом де­ле, ни­кто не зна­ет, но че­рез год ста­рик Ро­ма­нов ско­ро­по­сти­ж­но скон­чал­ся. Его род­ст­вен­ни­кам бы­ло предъ­я­в­ле­но за­ве­ща­ние, по ко­то­ро­му все, чем он вла­дел – а бо­гат­ст­во бы­ло не­шу­то­ч­ным, – от­хо­ди­ло к его мо­ло­дой же­не.

Шо­ки­ро­ван­ные род­ст­вен­ни­ки об­ви­ни­ли се­мей­ст­во Баш­кир­це­вых в том, что ста­ри­ка опо­и­ли, же­ни­ли об­ма­ном, что умер он от от­ра­в­ле­ния, а под­пись на за­ве­ща­нии под­де­ла­на, и по­да­ли в суд. Тяж­ба рас­тя­ну­лась поч­ти на де­сять лет. В Ниц­це, где обо­с­но­ва­лась бо­га­ч­ка На­ди­на вме­сте с лю­би­мой род­ней, свет брез­г­ли­во от­ме­же­вал­ся от за­пят­нан­ной скан­да­ла­ми се­мьи, и да­же ма­дам Тют­че­ва, род­ная се­ст­ра от­ца Ма­рии, не при­ни­ма­ла ни­ко­го из них у се­бя.

Ну что ж, они на­шли се­бе дру­гую ком­па­нию. Это бы­ли, на­при­мер, Са­по­ж­ни­ко­вы, трио, со­сто­я­щее из гла­вы се­мьи, его же­ны Ни­ны и «дру­га се­мьи» Ни­ко­лая, ко­то­ро­го все зва­ли про­с­то Ко­ко. Вза­и­мо­от­но­ше­ния всей тро­и­цы бы­ли на­столь­ко от­кро­вен­ны­ми, что Ни­на за­про­с­то мог­ла ска­зать сво­им до­че­рям Ма­рии и Оль­ге, де­с­кать, она ни­ко­г­да не лю­би­ла их от­ца, но жизнь про­жи­ла впол­не сча­ст­ли­во, а те со сме­хом ей от­ве­ча­ли: «Еще бы! Ведь у те­бя под юб­кой все­гда ко­по­шил­ся Ко­ко».

В про­ти­во­вес мне­нию све­та о се­мье Ма­рия со­з­да­ла се­бе имидж «да­мы в бе­лом». От­ны­не ее пла­тья и пер­чат­ки от­ли­ча­лись иде­аль­ной бе­лиз­ной, раз­ве что баш­ма­ч­ки бы­ли ро­зо­вы­ми - сам сим­вол чи­с­то­ты и не­вин­но­сти. Что не ме­ша­ло ей, впро­чем, без­ог­ляд­но ро­с­ко­ше­ст­во­вать на день­ги быв­ше­го хо­ло­стя­ка, так кста­ти уна­с­ле­до­ван­ны­ми лю­бя­щей ее те­тей. И раз­вле­кать­ся в Ри­ме, Па­ри­же, Мон­те-Кар­ло в не­по­з­во­ли­тель­ных, с то­ч­ки зре­ния то­го же све­та, ме­с­тах – от по­се­ще­ния ба­лов со­м­ни­тель­но­го свой­ст­ва до со­про­во­ж­де­ния те­ти в ка­зи­но – та, обо­м­лев от без­раз­мер­но­го со­сто­я­ния, силь­но при­стра­сти­лась к ру­лет­ке.

Обо всем этом нет ни сло­ва в «Днев­ни­ке» – так Ма­рия Сте­па­нов­на со­тво­ри­ла еще один миф – иде­аль­ный, с ее то­ч­ки зре­ния, об­раз Ма­рии и всей се­мьи.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:

После «Черного квадрата». Семь самых скандальных произведений современного искусства

Алина Чаусская (с) "Лилит"