Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
Репутация семьи и дама в белом
Половину своей недлинной жизни художница Мария Башкирцева прожила во Франции, и дневник свой вела на французском. Но началась вся эта история в Малороссии, где она родилась в селе Гавронцы, что под Полтавой.
Обычная помещичья семья. Старинный дворянский русский род. Только бабка Марии со стороны матери была француженкой. Детство Муся провела рядом с ней. Мать Марии после двух лет брака разъехалась с мужем, увезла двоих детей к родителям. Все было скандально, непристойно, маленькую Мусю окружала атмосфера пересудов и недомолвок, ей приходилось быть свидетельницей безобразных сцен, которые устраивал беспутный, вечно пьяный дядя Жорж, брат матери. Да что дядя Жорж, если все взрослые члены семьи (кроме отца) оказались запачканными в темной истории с наследством, которое позволило Башкирцевым уехать за границу и вести там безбедную жизнь.
А было так. У матери Марии появился поклонник Фаддей Романов, старый холостяк, непомерно богатый. Толки по поводу их отношений ходили разные, но несомненно одно – семья решила не упускать богача из своих рук. В конце концов его женили на сестре Марии Степановны – невзрачной Надине. И тут же молодожены, прихватив с собой и Марию Степановну, и Мусю, и ее брата Поля, и ее кузину Дину, и дедушку, и для него (поговаривали – для утехи Марии Степановны) - семейного доктора Валицкого, отправились за границу на моднейший тогда курорт Баден-Баден.
Что там было на самом деле, никто не знает, но через год старик Романов скоропостижно скончался. Его родственникам было предъявлено завещание, по которому все, чем он владел – а богатство было нешуточным, – отходило к его молодой жене.
Шокированные родственники обвинили семейство Башкирцевых в том, что старика опоили, женили обманом, что умер он от отравления, а подпись на завещании подделана, и подали в суд. Тяжба растянулась почти на десять лет. В Ницце, где обосновалась богачка Надина вместе с любимой родней, свет брезгливо отмежевался от запятнанной скандалами семьи, и даже мадам Тютчева, родная сестра отца Марии, не принимала никого из них у себя.
Ну что ж, они нашли себе другую компанию. Это были, например, Сапожниковы, трио, состоящее из главы семьи, его жены Нины и «друга семьи» Николая, которого все звали просто Коко. Взаимоотношения всей троицы были настолько откровенными, что Нина запросто могла сказать своим дочерям Марии и Ольге, дескать, она никогда не любила их отца, но жизнь прожила вполне счастливо, а те со смехом ей отвечали: «Еще бы! Ведь у тебя под юбкой всегда копошился Коко».
В противовес мнению света о семье Мария создала себе имидж «дамы в белом». Отныне ее платья и перчатки отличались идеальной белизной, разве что башмачки были розовыми - сам символ чистоты и невинности. Что не мешало ей, впрочем, безоглядно роскошествовать на деньги бывшего холостяка, так кстати унаследованными любящей ее тетей. И развлекаться в Риме, Париже, Монте-Карло в непозволительных, с точки зрения того же света, местах – от посещения балов сомнительного свойства до сопровождения тети в казино – та, обомлев от безразмерного состояния, сильно пристрастилась к рулетке.
Обо всем этом нет ни слова в «Дневнике» – так Мария Степановна сотворила еще один миф – идеальный, с ее точки зрения, образ Марии и всей семьи.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
После «Черного квадрата». Семь самых скандальных произведений современного искусства
Алина Чаусская (с) "Лилит"