Рубрика Вопрос-Ответ.
Спрашивает Ульяна Кладова: Книги какого автора, Вы считаете, имеют глубокое воспитательное и образовательное значение?
Отвечает Артур Шабашов.
Образовательную часть вопроса опущу. Здесь, вероятно, автор подразумевал не энциклопедию? Но не стану строить догадки.
В воспитательной части сошлюсь на свой опыт.
Лет 35 назад, в студенческой молодости, я прочёл рассказ писателя-фантаста Роберта Шекли "Верный вопрос", 1953 год. Там речь шла о некоем "Ответчике", созданном исчезнувшей мудрой цивилизацией, и призванном дать ответ на любой вопрос о мироздании. Многие пытались получить от него ответ на свои вопросы. Но всякий раз уходили ни с чем. Ответчик знал верные ответы. Но все вопросы, с которыми обращались к нему, исходили из совершенно неправильных исходных предпосылок. В рамках знаний спрашивающего ответить было невозможно.
Не удержусь, и процитирую фрагмент.
... После бесплодных попыток физик прекратил вопросы. И обратился к напарнику.
– Дикари - вот мы кто, – сказал он. – Представьте себе бушмена, требующего у физика, чтобы тот объяснил, почему нельзя пустить стрелу в Солнце. Учёный может это объяснить только словами своей науки. Как иначе?
– Или вот как вы разъясните дикарю вращение Земли вокруг собственной оси, не погрешив научной точностью?
Завершается рассказ так.
И веками бормочет Ответчик сам себе верные вопросы, которые никто не может понять.
Да и как их понять? Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бо́льшую часть ответа.
Я всю жизнь (мне 59) проработал инженером-электронщиком. И в своей технической и научной работе всегда руководствовался этим принципом.