Найти тему
Журнал не о платьях

"По-на­сто­я­ще­му ку­мир оце­нил её, ко­г­да и он, и она уже бы­ли смер­тель­но боль­ны". Жестокая усмешка судьбы Марии Башкирцевой

Оглавление
Автопортрет.
Автопортрет.

Окончание. Начало ЗДЕСЬ

Ус­меш­ка судь­бы

"Жа­ж­ду сла­вы!" - сно­ва и сно­ва пи­са­ла она на об­лож­ках те­т­ра­дей сво­его днев­ни­ка. По­няв, что у нее ос­та­ет­ся все мень­ше шан­сов во­ца­рить­ся в об­ще­ст­ве пу­тем уда­ч­но­го за­му­же­ст­ва, она при­ня­ла ре­ше­ние:

«Та­ко­му тще­с­лав­но­му че­ло­ве­ку, как я, ну­ж­но при­вя­зать­ся к жи­во­пи­си, по­то­му что это ве­ч­но жи­вая не­ис­ся­ка­е­мая де­я­тель­ность…Я мо­гу быть толь­ко пе­ви­цей или ху­до­ж­ни­цей. Это уже очень мно­го. И по­том – я хо­чу быть по­пу­ляр­ной, это глав­ное».

На­до от­дать дол­ж­ное Ма­рии Баш­кир­це­вой. Ее не­ис­то­вая уве­рен­ность в том, что она дол­ж­на до­с­тичь ве­ли­чия, не бы­ла про­с­то воз­ды­ха­ни­я­ми меч­та­тель­ни­цы. С дет­ст­ва она учи­лась так це­ле­ус­т­ре­м­лен­но, что опо­зда­ние гу­вер­нан­т­ки на урок рас­це­ни­ва­ла как про­сту­пок, не име­ю­щий оп­рав­да­ния.

«До­са­да, воз­му­ще­ние так и жжет ме­ня. M-lle Ко­линь­он про­пу­с­ка­ет уро­ки, она за­ста­в­ля­ет ме­ня те­рять вре­мя. Мне три­на­д­цать лет; ес­ли я бу­ду те­рять вре­мя, что же из ме­ня вый­дет… Она кра­дет всю мою жизнь вме­сте с уро­ка­ми».

И ус­т­ро­и­ла-та­ки скан­дал, и та вы­ну­ж­де­на бы­ла уво­лить­ся.

Она зна­ла не­сколь­ко язы­ков, Плу­тар­ха и Го­ра­ция чи­та­ла в под­лин­ни­ке, за­ни­ма­лась му­зы­кой. У нее был не­пло­хой го­лос, и она все­рь­ез со­би­ра­лась стать пе­ви­цей. Но го­лос про­пал. Вслед за этим ста­ла по­сте­пен­но на­сту­пать глу­хо­та. И Ма­рия, не­пло­хо ри­со­вав­шая, вы­бра­ла, на­ко­нец, окон­ча­тель­но:

«Ри­со­вать – зна­чит при­бли­жать­ся к од­ной из мо­их це­лей. Ка­ж­дый час, упо­т­реб­лен­ный не на это или не на ко­кет­ст­во (так как ко­кет­ст­во ве­дет к люб­ви, а лю­бовь, мо­жет быть, к за­му­же­ст­ву), па­да­ет мне на го­ло­ву, как тя­жесть».

Ее по­с­лед­няя лю­бовь не при­ве­ла к за­му­же­ст­ву. Хо­тя на этот раз, по­хо­же, ока­за­лась вза­им­ной. Ху­до­ж­ник Жюль Ба­сть­ен-Ле­паж, ко­то­ро­го Ма­рия чти­ла как мэ­т­ра, счи­та­ла ве­ли­ким, не­срав­нен­ным и да­же – ге­ни­ем, об­ра­тил вни­ма­ние на ее ра­бо­ты. По­том стал бы­вать у Баш­кир­це­вых. Судь­ба жестоко по­сме­я­лась над Ма­ри­ей. По-на­сто­я­ще­му ку­мир оце­нил ее, ко­г­да и он, и она уже бы­ли смер­тель­но боль­ны. У нее – по­с­лед­няя ста­дия ту­бер­ку­ле­за. У не­го - рак же­луд­ка. Он уже не вы­хо­дил из до­ма, и Ма­рия с ма­те­рью ста­ли ча­с­то его на­ве­щать. А по­том…

Ба­сть­ен-Ле­паж.
Ба­сть­ен-Ле­паж.
«Я бо­лее со­в­сем не мо­гу вы­хо­дить, но бед­ный Ба­сть­ен-Ле­паж вы­хо­дит. Его при­но­сят сю­да, он ус­т­ра­и­ва­ет­ся в кре­с­ле, вы­тя­нув но­ги на по­душ­ках. Я – со­в­сем под­ле, в дру­гом кре­с­ле, и так вре­мя про­хо­дит до ше­с­ти ча­сов. Я уку­та­на мас­сой кру­жев, плю­ша. Все это бе­ло, толь­ко раз­ных от­ттен­ков. У Ба­сть­ен-Ле­па­жа гла­за рас­ши­ря­ют­ся от удо­воль­ст­вия. «О, ес­ли бы я мог пи­сать!»

Не бо­лее чем ле­ген­да

Из днев­ни­ка:

«Я хо­чу жить ско­рее, ско­рее, ско­рее… («Я ни­ко­г­да не ви­дел та­кой ли­хо­ра­до­ч­ной жиз­ни», - ска­зал Д., гля­дя на ме­ня). Это прав­да, я бо­юсь толь­ко, что это же­ла­ние жить на всех па­рах есть при­знак не­дол­го­ве­ч­но­сти».

Ма­рия умер­ла на пять не­дель рань­ше Ба­сть­ен-Ле­па­жа. Из сво­его ок­на он в сле­зах смо­т­рел на по­хо­ронн­ную про­цес­сию. И, го­во­рят, на­пи­сал свою по­с­лед­нюю кар­ти­ну «По­хо­ро­ны мо­ло­дой ху­до­ж­ни­цы». Еще го­во­рят, что это не бо­лее чем ле­ген­да - у не­го уже не бы­ло сил ра­бо­тать.

Что ж, всю жизнь Ма­рию Баш­кир­це­ву со­про­во­ж­да­ли ле­ген­ды, она и са­ма тво­ри­ла их. И ко­г­да тра­ур­ный кор­теж дви­нул­ся по ули­цам Па­ри­жа, он на­чал но­вую, по­смерт­ную, ле­ген­ду: бе­лые ло­ша­ди, бе­лые по­по­ны на них, слу­ги в бе­лых лив­ре­ях, гроб, оби­тый бе­лым бар­ха­том и усы­пан­ный бе­лы­ми цве­та­ми. Ма­рия и по­с­ле смер­ти дол­ж­на бы­ла ос­тать­ся в па­мя­ти лю­дей «да­мой в бе­лом».

По­нят­но, по­че­му ки­но­фильм о Ма­рии и Ги де Мо­пас­са­не вы­звал та­кую ост­рую ре­ак­цию. Он оп­ро­вер­гал кра­си­вую ле­ген­ду. По­вод для до­мы­слов да­ла са­ма Ма­рия, дер­з­ко за­те­яв ано­ним­ную, весь­ма фри­воль­ную, пе­ре­пи­с­ку с из­ве­ст­ным сво­и­ми лю­бов­ны­ми по­хо­ж­де­ни­я­ми пи­са­те­лем, ко­то­рый охот­но в нее вклю­чил­ся. Но фильм со­тво­рил свой миф. До­по­д­лин­но из­ве­ст­но, что эти двое так ни­ко­г­да и не встре­ти­лись.

По слу­хам, Мо­пас­сан раз­га­дал Баш­кир­це­ву за раз­вяз­ны­ми стро­ка­ми сво­его ано­ним­но­го кор­ре­с­пон­ден­та. Ко­г­да она умер­ла, при­шел к ее мо­ги­ле. Он уви­дел воз­ве­ден­ную ее род­ст­вен­ни­ка­ми без­вку­с­ную аля­по­ва­тую ча­сов­ню, в ко­то­рой па­рад­но бы­ли раз­ме­ще­ны моль­берт, па­ли­т­ра, а ря­дом с пра­во­слав­ны­ми ико­на­ми, ос­ве­щен­ная све­ча­ми, ви­се­ла не­окон­чен­ная кар­ти­на Ма­рии «Свя­тые же­ны».

"Святые жены". Источник: museum.net.ua
"Святые жены". Источник: museum.net.ua

И он ска­зал, об­ра­ща­ясь к сво­ей спут­ни­це: «О, эти бур­жуа! Ка­кой они раз­ве­ли ба­ла­ган!»

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

"Он нашёл её через 30 лет и увёз во Францию". История рижанки Аси Ермолаевой

Алина Чаусская (с) "Лилит"