22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.
Датой создания завода принято считать 1863 год, когда А.Я. Кооп открыл в колонии Шенвизе (основана в 1795 году и названа по одноимённому селу в Западной Пруссии, с 1911 — часть города Александровска (Запорожье)), мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.
В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».
1959 год стал началом легкового автомобилестроения. Завод занялся выпуском автомобиля ЗАЗ-965, в народе получивший прозвище «горбатый».
На момент выпуска «горбатого», который был призван на смену 401-го «Москвича»,
в стране были разработаны множество прототипов «народной малолитражки». «Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 (1956), НАМИ-031 (1958), НАМИ-048, НАМИ-049 и НАМИ-059.
Все эти прототипы не вышли в серийное производство на отечественном авторынке в силу своих множественных и неустранимых недостатков. В следствии чего советские конструкторы обратили внимание на Итальянский FIAT 600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой, и на тот момент славившийся своей новизной и инновационными решениями. Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый» получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.
Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей или 4 000 долларов по курсу, принятому в СССР, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей).
Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля.
Между прочим известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом Yalta. На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.
«Горбатый» Запорожец выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды.
В 1961 года завод переименовали в «Запорожский автомобильный завод».
Началом новой эры автомобилестроения на ЗАЗ принято считать 1967 год, когда на заводе началось полномасштабное производство ЗАЗ-966.
Дизайн данной модели был приближен к зарубежным моделям Hillman Imp (Британия) и NSU Prinz IV (Германия).
В 1972 года с конвейера сошла модель ЗАЗ-968 в народе именуемый «ушастый» или «чебурашка».
А с 1973 по 1979 завод выпускал модернизированную модель ЗАЗ-968А.
В 1979 году с конвейера завода сошел новенький ЗАЗ-968М. Автомобиль также имел заднемоторную компоновку двигателя с воздушным охлаждением и автономным отопителем.
В 1987 году началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые автомобили с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.
1 июля 1994 году ЗАЗ-968М был снят с производства, а вместе с ним закончилась и история завода советского периода.
В общей сложности с 1960 по 1994 гг. Запорожским автомобильным заводом было изготовлено 3 422 444 автомобиля.
#календарь событий #памятные даты #автомобилестроение #автопром СССР #минтранс #история авто