Найти тему

22 ноября 1960 года в СССР выпущена первая партия автомобилей «Запорожец»

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.

Датой создания завода принято считать 1863 год, когда А.Я. Кооп открыл в колонии Шенвизе (основана в 1795 году и названа по одноимённому селу в Западной Пруссии, с 1911 — часть города Александровска (Запорожье)), мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 1923 году бывший завод Абрагама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. На заводе был выпущен первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

1959 год стал началом легкового автомобилестроения. Завод занялся выпуском автомобиля ЗАЗ-965, в народе получивший прозвище «горбатый».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

На момент выпуска «горбатого», который был призван на смену 401-го «Москвича»,

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

в стране были разработаны множество прототипов «народной малолитражки». «Белка» ИМЗ-НАМИ-А50 (1956), НАМИ-031 (1958), НАМИ-048, НАМИ-049 и НАМИ-059.

Все эти прототипы не вышли в серийное производство на отечественном авторынке в силу своих множественных и неустранимых недостатков. В следствии чего советские конструкторы обратили внимание на Итальянский FIAT 600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой, и на тот момент славившийся своей новизной и инновационными решениями. Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый» получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей или 4 000 долларов по курсу, принятому в СССР, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей).

Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля.

Между прочим известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом Yalta. На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.

«Горбатый» Запорожец выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды.

В 1961 года завод переименовали в «Запорожский автомобильный завод».

Началом новой эры автомобилестроения на ЗАЗ принято считать 1967 год, когда на заводе началось полномасштабное производство ЗАЗ-966.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Дизайн данной модели был приближен к зарубежным моделям Hillman Imp (Британия) и NSU Prinz IV (Германия).

В 1972 года с конвейера сошла модель ЗАЗ-968 в народе именуемый «ушастый» или «чебурашка».

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

А с 1973 по 1979 завод выпускал модернизированную модель ЗАЗ-968А.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 1979 году с конвейера завода сошел новенький ЗАЗ-968М. Автомобиль также имел заднемоторную компоновку двигателя с воздушным охлаждением и автономным отопителем.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В 1987 году началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-1102 «Таврия». Это были первые автомобили с жидкостным охлаждением двигателя, выпускаемых на ЗАЗе.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

1 июля 1994 году ЗАЗ-968М был снят с производства, а вместе с ним закончилась и история завода советского периода.

В общей сложности с 1960 по 1994 гг. Запорожским автомобильным заводом было изготовлено 3 422 444 автомобиля.

#календарь событий #памятные даты #автомобилестроение #автопром СССР #минтранс #история авто