Конечно, в те времена не было Интернета и возможности проводить онлайн-опросы миллионов людей.
Система работала так. В журнале публиковали опросный лист, а читатели, в ответ, присылали письмо, где выражали свое мнение.
В журнале "Советский экран" были такие номинации, например, как:
Лучшая актриса;
Лучший актер;
Лучший фильм.
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне всегда интересно читать о таких опросах и узнавать, кто же в них становился победителем.
Важность опросов "Советского экрана" была в том, что они давали срез "народной" любви к актрисам. И побеждали в них, зачастую, не маститые и знаменитые, а те, кто реально понравился зрителям и смог завоевать их любовь.
Год 1962 - Тамара Семина (за фильм "Воскресение")
В "Советском экране были такие правила - актрису номинировали за конкретную роль в конкретном фильме.
Автору статьи вдвойне приятно, что победила Сёмина. Он тоже, как и Сёмина, родился в городе Льгов Курской области.
Роль в фильме "Воскресение" была для Сёминой всего лишь четвертой в карьере.
И сразу такой успех.
Режиссер Швейцер сильно рисковал, взяв на главную роль в таком, можно сказать, эпохальном фильме студентку ВГИКа.
История трагикомическая. Однажды Швейцер не сдержался и высказал Сёминой претензии.
Дескать, Катерина Маслова, которую она играет, женщина дородная, даже крупная.
А Сёмина была очень миниатюрной девушкой.
Когда об этом узнали подруги и друзья по общежитию ВГИКа, то они принялись подкармливать актрису.
И в ее комнате всегда было много разной еды.
Сегодня, когда читаешь, что за один съёмочный день актрисы получают 300 и 400 тысяч рублей, хочется сказать:
Пусть они сыграют Катюшу Маслову, как сделала это худенькая студентка Тамара Сёмина.
Давайте посмотрим эпизод из фильма. Не могу понять, как такое сумела сыграть в сущности еще студентка театрального ВУЗа:
Год 1963 - Маргарита Володина (за фильм "Оптимистическая трагедия")
Маргарита Володина, как и Сёмина, тоже из поколения "детей войны". Она была даже на оккупированной немцами территории.
Маргарита вышла из кружка при Ленинградском дворце пионеров.
Такое было время. Людям есть было нечего, а кружки и секции были бесплатными, и дети охотно их посещали.
Володина тоже начала сниматься в кино еще будучи студенткой.
Про таких актрис иногда говорят:
Актриса одной роли.
И хотя Маргарита Володина снялась белее чем в 20 картинах, ее помнят по роли комиссара.
Еще в 1994 году актриса уехала к дочери в Париж, где живет и поныне.
Посмотрим отрывок из фильма "Оптимистическая трагедия". Вот это место, где она скажет: "Кто еще хочет комиссарского тела":
1964 год - Вия Артмане (за фильм "Родная кровь")
Отец Артмане погиб и не увидел своей дочери. Девочке досталась суровая доля сироты.
Вия с матерью жили в деревне. Девочка в 10 лет была местным пастухом в небольшом латвийском поселке Кайве.
В те времена была хорошая традиция - при театрах были студии, в которые детей принимали на учебу, если находили их талантливыми.
Так Артмане, они к тому времени переехали жить в Ригу, в 1946 году стала посещать студию при Художественном театре.
Фильм "Родная кровь" стал для актрисы важным этапом. К Артмане пришла Всесоюзная известность.
Посмотрите отрывок из этого фильма:
Новые времена бульдозером прошлись по Народной артистке. Ее, в результате процесса реституции, выселили из квартиры в Риге.
И много чего еще было, о чем не хочется сейчас говорить.
1965 год - Ариадна Шенгелая (за фильм "Гранатовый браслет")
Эту актрису неофициально так и называли:
Княгиня советского кино.
Несмотря на то, что внешность и фамилия указывают на грузинское происхождение, Ариадна из семьи ссыльного Всеволода Шпринка (немец, некоторые биографы пишут, датчанин) и Анны Павловны Любимовой. Родилась Ариадна в Ташкенте, где отец отбывал ссылку.
Жаль, но после 2002 года актриса прервала свою кинокарьеру.
Посмотрим щемящий душу отрывок из "Гранатового браслета":
1966 год - Людмила Савельева (за фильм "Война и мир")
Вот еще одно настоящее кинематографическое чудо.
Балерина стала лучшей актрисой по опросу зрителей.
Людмила родилась в блокадном Ленинграде. Потом было хореографическое училище, поступление на службу (1962 год) в театр оперы и балета имени Кирова.
И вдруг такой резкий разворот судьбы и карьеры.
Судите сами. На роль Наташи Ростовой Бондарчук пробовал:
Анастасию Вертинскую;
Ларису Кадочникову;
Наталью Фатееву;
Людмилу Гурченко.
И вдруг никому не известная дебютантка кино Савельева.
Несомненно режиссер шел на большой риск.
И Бондарчук не ошибся.
Давайте посмотрим Наташу Ростову на балу. Это классика мирового кинематографа:
В следующей статье мы расскажем о том, каких актеров выбрали читатели "Советского экрана" в номинации "Лучший актер".
Удивительное дело. Пока писал статью, возникло желание перечитать "Воскресение" и посмотреть еще раз все эти фильмы.
Спасибо "Советскому экрану" и советскому кино.
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.