С 23 февраля по 9 марта 1944 года было проведено насильственное выселение от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей из родных мест в Казахстан и Киргизию. Так советское правительство наказало вайнахские народы за массовое сотрудничество с гитлеровскими оккупантами, антисоветскую деятельность и бандитизм. Чечено-Ингушская АССР была преобразована в Грозненскую область.
Чеченцы вызвали острое недовольство советской власти ещё задолго до того, как до их республики добрались немецкие войска. Первая же волна мобилизации, летом 1941-го, натолкнулась на массовое уклонение чеченских мужчин от призыва, а также повсеместное дезертирство тех, кого призвать всё же удалось.
В записке заместителя наркома госбезопасности, комиссара 2-го ранга Богдана Кобулова, составленной на имя Берии, указывается, что к марту 1942 г. из 14.576 чеченских призывников дезертировало и уклонилось от службы 13.560 человек (т.е. 93%).
Они перешли на нелегальное положение, многие ушли в горы и присоединились к бандам. В связи с этим, Лаврентий Берия приказал в марте 1942 года прекратить мобилизацию в Чечено-Ингушской АССР, и набирать только добровольцев.
Однако обвинять в предательстве весь народ было несправедливым преувеличением. Не все нохчи скрывались в горах и промышляли грабежом, а когда пришли оккупанты – предложили им свои услуги. Не все! Те, кто пошёл в Красную Армию добровольно – они показали себя достойными воинами, о них и поговорим далее.
Около 9 тыс. чеченцев и ингушей находились на службе в Красной Армии в момент начала войны, и ещё около 30 тыс. влились в её ряды в последующем.
В знаменитой обороне Брестской крепости участвовало не менее двухсот чеченцев и ингушей. В том числе – подорвавший себя гранатами вместе с врагами 24-летний коммунист Магомед Узуев. Он был призван в 1940 году, и пошёл служить очень охотно. А в бою с немцами – предпочёл смерть плену. В 1996 году Магомеду Яхъяевичу посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.
В общей сложности, пятеро этнических чеченцев были удостоены звания Героя Советского Союза во время войны (4 из них – посмертно). И ещё четверо — в 80-90-х годах.
18-летний Ханпаша Нурадилов, как и Магомед Узуев, воевал с первых дней гитлеровского вторжения. Он так рвался служить, что в 16-летнем возрасте, приписав себе два года, 23 октября 1940 года был призван в РККА и направлен в 34-й кавалерийский полк 3-й Бессарабской кавалерийской дивизии имени Котовского.
Там он стал высококлассным пулемётчиком – решительным и смелым, но в то же время грамотным, расчётливым и хладнокровным. Воинскую специальность Ханпаша приобрёл по своей собственной инициативе – по штату он был всего лишь ездовым пулемётного расчёта.
С самого начала войны Нурадилов показал себя очень достойно, и заслужил свои ордена Красной Звезды и Красного Знамени по праву – потом и кровью. Его последний бой состоялся 12 сентября 1942 года на Дону.
В октябре газета «Красная Армия» напечатала статью о его подвиге, в которой говорилось:
«Доблестный рыцарь нашей Отчизны, Бессмертный герой Кавказа, Сын Солнца, Орёл орлов, пулемётчик-комсомолец Ханпаша Нурадилов из своего пулемёта уничтожил 920 немцев, захватил 7 вражеских пулемётов и 12 фашистов взял в плен».
Даже если репортёры и преувеличили количество уничтоженных Ханпашой гитлеровцев, его подвиг всё равно вписан золотыми буквами в историю Сталинградской битвы.
«Я за них спокоен: не подведут»
Восторженно газеты писали и про Абухаджи Идрисова – снайпера, на счету которого было 349 уничтоженных оккупантов. Он служил в РККА с октября 1939 года. Выбыл в апреле 1944 года, из-за тяжёлого ранения.
Хаваджи Мухамед-Мирзоев отслужил срочку до войны, а в сентябре 1941 года ушёл на фронт добровольцем. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно – за то, что 28 сентября 1943 года в числе первых переправился на правый берег Днепра. Пулемётным огнём очищал берег от врага, он помог переправиться другим. Был трижды ранен, но не оставил позиции, нанося врагу большой урон. Через несколько дней скончался от ран.
Доброволец Ирбайхан Бейбулатов до войны был директором школы. В 1942 году – стал командиром взвода, окончив по ускоренной программе Буйнакское пехотное училище. Погиб уже в должности командира батальона, при взятии Мелитополя, 26 октября 1943 года. Батальон, который Бейбулатов вёл в атаку, успешно прорвал оборону противника.
Интересна судьба Хансултана Дачиева – добровольца, ушедшего на фронт в 1941-м. Как и Хаваджи Мухамед-Мирзоев, он получил звание Героя Советского Союза за операцию по форсированию Днепра в сентябре 1943 г. Будучи командиром взвода кавалерийской разведки, он переправился через реку, разведал вражескую оборону и успешно доставил ценные эти важные данные в штаб полка. Благодаря чему целая дивизия смогла переправиться через Днепр сходу, и с небольшими потерями.
Дачиев дошёл до Берлина. После войны – работал в торговле. В 1952 году получил 20 лет лагерей по делу о растрате и был лишён всех наград. Через несколько лет Дачиев вышел на свободу по амнистии, но в правах на Золотую Звезду Героя и другие награды его официально восстановили лишь в 1985 году.
Отважный кавалерист ушёл из жизни в мае 2001 года, став последним чеченцем – Героем Советского Союза.
Генерал Николай Яковлевич Кириченко, командир казачьего кавалерийского корпуса, в который влилось немало чеченских добровольцев, на вопрос о том, как они воюют, охарактеризовал своих подопечных так: «Храбрые, смекалистые. Хорошо ориентируются на местности. Они спрашивают только, что надо сделать, а как выполнить задачу, решают сами. Я за них спокоен: не подведут. Побольше бы таких бойцов».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько хорошо сражались чеченцы?