Если вы в своё время не ругали финальный сезон «Игры Престолов» на чём свет стоит, вы, вероятно, один на миллион. Действительно, едва ли не каждый эпизод вызывал болезненный фейспалм, несмотря на явные сильные моменты. Короля Ночи «слили» - долгая ночь на поверку оказалась обычной ночкой, убить злодея смогла обычная Арья Старк, и никакого Азор Ахая не понадобилось. Джона Сноу также - очевидный претендент на Железный Трон сослан на стену, как будто весь его путь был вообще напрасен. Всё та же мерзкая коррупционная власть осталась на месте, лордство дают за умение убить кого надо, Тирион внезапно предлагает трон Брану, который мог бы быть идеальным десницей и просто непревзойденным мастером над шептунами, но никак не королем. Остаётся какое-то горькое чувство обманутости.
И, конечно, напостой люди твердят, что слита Дейнерис, мол, была такая благородная, несла свет и свободу и в итоге вот это всё. Некоторые пытаются оправдать Дени, мол, слишком много она потеряла и месть её была яростна. Но здесь я хочу доказать, что Дени не двигала месть. Не двигало благородство и желание действительно сделать мир лучше. И что Матерь Драконов прошла самый логичный путь от начала сериала и до конца, и к такому финалу нас готовили с первейшей серии.
Сразу о главном: Дейнерис Таргариен сошла с ума, как её отец. В её образе под конец не осталось ничего здравомыслящего. Она прямым текстом говорит, что поработить и сжечь весь мир для неё и значит освободить его. Никакой благородной миссии она больше не несёт, и убить такую королеву - дело праведное.
В первой серии нам показали Дени юной и невинной девочкой, которая просто хочет домой. Под домом она понимает тот дом, где выросла - не Королевскую Гавань и не Драконий Камень. Ей чужды амбиции её брата Визериса, который продаёт сестру в фактическое сексуальное рабство за армию дотракийцев. Так Дейенерис попадает в до поры до времени мучительный плен, она в этом раскладе просто вещь, разменная монета. И на брата из-за этого Дени копит обиду. Когда она постепенно осознала своё положение и свою власть, ей больше не хочется терпеть жестокость Визериса, и в решающий момент она завороженно смотрит на его по-настоящему жуткую смерть, даже не отводя глаз. Это доставляет ей удовольствие. Кроме того, она в этот момент понимает, что она как раз настоящий дракон - свои качества неопалимости она уже заметила. И здесь в мозг с детства травмированной девочки западает мысль о собственной избранности и силе. Она быстро находит тому доказательства - её носят на руках, её первенца ждут и в его честь уже сейчас готовы резать головы.
В угоду своей избранности и великой миссии Дейенерис жертвует сыном и мужем. Она желала спасти Дрого, да, это была любовь, но в конечном счёте она душит его подушкой и отправляется на костёр, отлично понимая, что не сгорит. Для неё это не акт великой любви, не желание пойти вслед за любимым. Дейенерис идёт ва-банк: либо сейчас она устроит большой костёр и уйдет красиво, либо же её яйца наконец проклюнутся, и если так - она точно избранная, у неё точно есть Миссия. И Миссия её - освободить мир от рабства - такова потому, что она сама помнит, как с ней обращались. Дени нужно освободить мир, как освободилась она сама.
Благородная цель, великолепная женщина, мощная армия, драконы, поддержка умных людей и красивые речи о сломанных колёсах - и вот у нас любимица и главная фаворитка всей фанатской братии, все ждут её на троне, считая, что она идеальна и искоренит все несправедливое. А в конце такой слив! Позорище.
Нет! Ни разу за все время своего восхождения Дейенерис не действует из по-настоящему разумного и благородного помысла. Потому что, и это главная её проблема, - она мнит себя носителем истины, судьей. Она берёт на себя право решать, кому жить, а кому умирать, она принимает решения не из логики и здравого смысла, а из уверенности в личной правоте, она не принимает советов, а когда делает это - разочаровывается в результате. Дейнерис отождествляет себя с драконом, а значит, весь мир должен либо преклониться перед ней, либо сгореть. Мы не до конца видим в ней это, потому что оно зреет внутри Дени медленно, потому что в ней сражаются Дракон и Обычная Женщина. Это сражение идет все 8 сезонов. Каждый раз, когда внутри неё побеждает Женщина - это отбрасывает её от трона и от Миссии. Женщина могла быть счастлива с Дрого, с Джоном, с Даарио, Женщина могла быть доброй подругой Миссандеи, но Женщина должна была забыть о Драконе и миссии Дракона.
Всё чаще и чаще Дейнерис пугает нас. Она сожгла Кразниса и заодно Астапор. Она скармливает драконам своих врагов. Она сжигает кхалов заживо. Она приказывает повесить господ на столбах. Мы говорим - ух ты, Дейнерис уничтожает зло! Но её методы и есть зло. Она не знает суда и доводов.
Однажды Варис говорит, что когда рождается Таргариен, боги подбрасывают монетку. В большую бурю, когда родилась будущая Матерь Драконов, боги подбросили монетку, и она долго падала и потом долго крутилась на столе, прежде чем вращение замедлилось и стало отчёливо видно, на какую сторону она упадёт. Варис заметил. Варис пытался рассылать письма о происхождении Джона, но умирающий рассудок Дени взял его предпоследней жертвой. Видел и Тирион, только не желал признавать. Монетка перестала крутиться и упала наконец под звон колоколов королевской гавани. Потому что Женщину предали. У неё не осталось причин сражаться, Дракон взял верх, и Дейнерис сожгла город дотла. И жгла бы дальше весь мир, потому что истинные драконы, то есть достойные в её глазах - не горят. А то что сгорит - того не жалко.
Скорее всего последняя мысль Дейнерис была «Сжечь их всех». И к этому вели весь сериал.