Найти в Дзене
Про реальные события

Сможет ли Европа получать энергоносители из Центральной Азии в обход России

Оглавление

Евросоюз продолжает лихорадочно искать варианты поставок энергоносителей в обход России. Глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил о намерении ЕС расширять экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии за счёт развития Транскаспийского транспортного маршрута. Насколько реальны эти планы?

Что сегодня представляет Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)?

Как часть реализации китайской инициативы "Один пояс, один путь", работа над проектом началась в 2013 году.

Маршрут ещё называют Срединный коридор (Middle Corridor).
Маршрут ещё называют Срединный коридор (Middle Corridor).

Он проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и затем в Европу. Сегодня этим путём осуществляются контейнерные перевозки. Используется железнодорожный и морской транспорт (по акватории Каспия). Ежегодно здесь перевозится более 200 тысяч контейнеров или до 10 млн тонн грузов.

Казахстанский порт Курык на Транскаспийском транспортном маршруте.
Казахстанский порт Курык на Транскаспийском транспортном маршруте.

Этот транспортный коридор в равной степени интересен, прежде всего, Турции, Азербайджану и Казахстану. Этим странам есть что предложить соседям в гораздо больших объёмах, чем нынешние поставки. Казахстан может поставлять больше зерна в Азербайджан и Турцию. Азербайджан готов поставлять в Казахстан больше своих овощей и фруктов.

Китаю доставлять свои товары в Европу всё-таки выгоднее через Россию, чем везти их через несколько стран и Каспийское море. Транскаспийский коридор сейчас выгоден и России в качестве альтернативного маршрута для доставки товаров в период действия западных санкций.

Получится ли у ЕС реализовать доставку в обход России?

Заявление Борреля выглядит пока как политическая декларация. От разговоров до реального строительства нового нефтегазового маршрута может пройти немало времени, да и средств это потребует немалых.

Сейчас большинство энергоносителей из Центральной Азии на европейский рынок попадает через Россию. Новых путей доставки пока нет. Быстро их построить трудно.

Кроме того, регион уже имеет контракты с Китаем на поставку энергоносителей по существующей ресурсной базе. Поставщики из Центральной Азии, естественно, не заинтересованы бросать покупателей из Китая и Индии, и бежать на европейский рынок.

Плюс ко всему, Европа продолжает декларировать отказ от углеводородов в среднесрочной перспективе. На деле получается, что европейцы просят страны Центральной Азии быстренько их выручить, заменить поставки из России. А затем планируют от их поставок отказаться, так как углеводороды стратегически им не нужны.

В это время в Китае и Индии происходит рост потребления энергоносителей, поэтому они объективно становятся стратегически интереснее. Да и политическое влияние России на страны Центральной Азии остаётся значительным. Поэтому без участия Москвы эти процессы отрегулировать будет довольно сложно.

Буду благодарен за ваши комментарии и лайки.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.