Найти тему
Свободная Пресса

"Покупайте русскую нефть: она не пахнет!". Британские фирмы уличили в покупке нашего сырья. Кто из посредников заработает в декабре больше.

Оглавление

Великобритания продолжает закупать российскую нефть, несмотря на заявления Лондона о прекращении импорта из РФ. При этом в документах странами-импортерами называются другие государства. Об этом пишет британская газета Sunday Times.

  • В соответствии с официальными заявлениями властей, страна не получала топливо из России ни в июне, ни в июле. Однако, по данным издания, после начала российской спецоперации на Украине в британские порты прибыли по меньшей мере 39 танкеров с российской нефтью на сумму более 200 миллионов фунтов стерлингов, хотя они «были классифицированы как импорт из других стран».
  • Как отмечает издание, осуществлять поставки российской нефти позволяет перекачка топлива на иностранные танкеры в открытом море и импорт через третьи страны.

В частности, в мае танкер Mariner III вышел из южнороссийского порта Туапсе с почти 200 тысячами баррелей нефти. После пяти дней в море судно остановилось в водах у греческой Каламаты рядом с более крупным танкером Marinoula, который принадлежит греческой компании. В течение 36 часов оба судна были соединены большими резиновыми трубами, что свидетельствует о возможной перекачке топлива, после этого Marinoula направилась в Великобританию.

Что касается использования территории третьих стран, то, к примеру, к примеру, российская нефть стоимостью около 23 миллионов фунтов стерлингов, которая прибыла в Иммингем с марта, в документах проходит как импортированная из Германии, Нидерландов и Бельгии.

Эксперты издания считают, что британские правила регистрации, а также практика перевалки груза с одного судна на другое могут затруднить введение санкций в отношении российской нефти. Так, страной-импортером на бумаге называют страну отправки, а не страну-производителя. К примеру, груз с товарами китайского производства в Британии может быть зарегистрирован как груз из Германии, если он был импортирован немецкой фирмой.

Газета также подчеркивает, что импорт российской нефти в Великобританию является законным до 5 декабря, когда в силу вступит запрет, а до тех пор речь идет лишь о «репутационном риске».

В июле The Independent сообщала, что британские военные корабли участвуют в транспортировке российской нефти, несмотря на введенные санкции. Так, в мае британские корабли по меньшей мере дважды выходили из гаваней, чтобы помочь перекачивать российскую нефть с одного танкера на другой. Они перевезли нефть общим объемом 165 тысяч тонн в район Персидского залива и Сингапур. Издание отмечало, что подобные перевозки не являются незаконными, и ничто не мешает британским компаниям принимать в них участие, но сама их возможность «указывает на огромные дыры в западных санкциях».

И что теперь? После этого скандала Британия уже не будет покупать российскую нефть?

  • — Пока нет запретов на импорт российской нефти, поэтому неясно, что именно британская пресса хочет вменить в вину компаниям, которые её покупают, — отмечает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
  • — По всей видимости британские фирмы намеренно не скрывают, откуда закуплено чёрное золото, проблема лишь в правилах, которые при импорте обозначают не страну происхождения, а страну, из которой произведена отправка.
  • Кроме того, в мире нет избытка предложения. А британские правительство при пред-предыдущем премьер-министре полагало, что российские поставки будут быстро замещены объёмами из альтернативных источников («с высококонкурентного мирового рынка»). Но замещения не произошло, обвала добычи в РФ на 30%, как прогнозировалось, тоже не случилось. Поэтому продолжают покупать нефть там, где удобно купить.

«СП»: — Какой была доля российской нефти в импорте Британии до эмбарго, и какой она, по-вашему, является сегодня де-факто, с учетом открывшейся информации?

  • — Доля нефти до марта 2022 года составляла порядка 8%. Но были ещё и поставки дизельного топлива, а также керосина. Сейчас подсчитать не представляется возможным.

«СП»: — Официально импортированная в июне нефть проходит в документах как импортированная из Нидерландов, Эстонии, Польши или Бельгии. А как российская нефть попадает в эти страны?

  • — Точно так же, как она попадала и до 2022 года — морем и по трубе. Евросоюз вводит эмбарго только 5 декабря, так что нет значимых запретов, не позволяющих поставлять российскую нефть через страны ЕС.

«СП»: — Теперь меры отслеживания происхождения нефти ужесточат? Как? Со спутников следить будут?

  • — Меры ужесточат. Будут более внимательно отслеживать перемещения судов.
    Но какие-либо санкции последуют только после 5 декабря. А если говорить точнее, то только после января, так как 5 декабря — это крайняя дата для отправки нефти, а не для её поступления на рынок.

«СП»: — Какие еще страны, присоединившиеся к эмбарго, по-вашему, могут нарушать его? А после введения потолка цен на нефть многие ли будут пытаться его обойти?

  • — Эмбарго в полной мере введено пока только Соединёнными Штатами. Остальные имеют право покупать российскую нефть. После 5 декабря некоторые компании могут попытаться обойти запреты. Но в данном случае не имеет смысла говорить о каких-то конкретных странах, так как импортирует российскую нефть вовсе не государство.
  • Предельные цены не имеют отношения к странам, которые вводят эмбарго. Эта система предназначена для третьих стран, которые продолжат импортировать российскую нефть. Участие в ней позволяет пользоваться услугами европейских и американских компаний, обеспечивающих морские перевозки.
    Иными словами, если вы не присоединяетесь к системе предельных цен, вам не придётся её обходить.

«СП»: — Насколько нам интересен такой параллельный экспорт нефти? Или опять же, объемы слишком незначительны?

  • — Европа — это крупный покупатель. Государству было бы выгодно, если бы покупатели из ЕС и Великобритании старались обходить вводимые запреты.
  • — Ничего удивительного: просто стремление британского бизнеса к извлечению максимальной прибыли в очередной раз возобладало над «общеевропейскими ценностями» и «западной солидарностью», — считает кандидат политических наук, доцент «Академии труда и социальных отношений» Павел Фельдман.
  • — Англичане не зря считаются одними из главных архитекторов современной системы оффшоров. Они лучше других знают пути обхода разного рода санкций и неформальных торговых запретов. В данном случае российская нефть выступает в роли знаменитых белорусских креветок, которые после серии перепродаж утрачивают ассоциацию со страной-производителем.

«СП»: — Насколько вообще реально отследить страну происхождения нефти, которую перевозят морским путем?

  • — Установить страну — производителя нефти могут только эксперты, знающие физико-химические свойства тех или иных ее марок. Россия, главным образом, поставляет на мировые рынки сорта Urals и Siberian Light. При желании их можно легко идентифицировать. Но есть ли это желание у европейского бизнеса? Для него нефть, как и деньги, не пахнет.

«СП»: — Можно ли говорить о серьезных репутационных рисках для Британии?

  • — Можно предположить, что на британских покупателей российской нефти обрушится шквал критики от местных политиков, СМИ и общественных деятелей. Однако с формальной точки зрения эти компании ничего не нарушили, поэтому никаких правовых последствий для них не наступит.
  • Пока приобретение российской нефти через цепочку посредников будет оставаться легальным и выгодным, западный бизнес будет ее покупать. На фоне затяжного конфликта между Россией и Западом перекупщики озолотятся.

«СП»: — 5 декабря вступает в силу европейское эмбарго и потолок цен на российскую нефть. По-вашему, многие ли будут его обходить, покупая ее не как российскую, а как какую-либо еще?

  • — Очевидно, что государственные институты ЕС будут вынуждены следовать собственному запрету и отказаться от импорта российской нефти. Частные компании будут действовать более гибко, ища обходные пути. Установление «потолка цен» в Европе, скорее всего, оттолкнет Россию как экспортера углеводородов от западных рынков. Нет никакого смысла торговать себе в убыток.
  • Сокращение предложения на нефтяном рынке спровоцирует незамедлительный рост цен на энергоносители. В проигрыше останутся те, кто превращает экономику в средство гибридной войны и реализует нерыночные меры. Западные страны давно вывели свои основные производственные мощности в Азию, где российскую нефть с удовольствием купят (пусть и со скидками от поставщиков).

«СП»: — Мы привыкли к тому, что экономика всегда первична и определяет политику, но в последние годы происходит наоборот — страны Запада готовы наносить вред собственным экономикам ради политических целей. Все в итоге возвращается на свои места?

  • — Попытки обойти санкции собственных правительств — это молчаливый протест бизнеса против политизации торгово-экономических отношений. Рыночные субъекты готовятся к выживанию в условиях длительной конфронтации между Россией и Западом.
  • Конечно, их заботит возможный репутационный ущерб, ведь стоимость активов любой современной компании в значительной мере определяется ее имиджем. На помощь придут оффшоры, фирмы-прослойки, иностранные посредники. Если западные власти не хотят слышать собственных предпринимателей, то бизнесу остается только махнуть на политиков рукой и начать выстраивать сложные схемы обхода бессмысленных запретов.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков