Найти тему
Строительная Орбита

Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года – утверждена. Что ждёт строительный комплекс?

Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2035 года была разработана по поручению Президента России Владимира Путина. В важнейшем стратегическом документе заключены такие цели, как развитие льготных ипотечных программ, цифровизация строительных процессов, сокращение административных процедур, а также обновление коммунальной инфраструктуры.

Распоряжение об утверждении стратегии 31 октября 2022 года подписал Председатель Правительства М.В. Мишустин. Накануне в рамках Заседания Правительства состоялось обсуждение итогового проекта.

Стратегия определяет, что в России к концу 2030 года суммарный десятилетний объём ввода жилья должен составить не менее 1 млрд кв. м. При этом сроки реализации проектов должны значительно сократиться без снижения требований к качеству и безопасности построенных домов. Добиться решения этих задач можно, в том числе с помощью развития льготных ипотечных программ – они, как и сейчас, должны быть направлены на поддержку семей с детьми и других социальных групп, например молодых специалистов.

Кроме того, в стране должна получить широкое распространение ипотека для строительства индивидуальных жилых домов – таких кредитов к 2030 году должно выдаваться не менее 500 тыс. В целом к этому сроку различные ипотечные кредиты должны стать доступны для 60% российских семей.

«Стратегия детально описывает этапы достижения национальных целей, поставленных главой государства. В первую очередь – обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также выполнение задач по повышению доступности жилья, улучшению качества городской среды, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и ряда других», – отметил Михаил Мишустин.

Ещё один вектор работы по достижению поставленных целей – оптимизация и перевод в электронный вид большинства административных процедур. Такая работа подразумевает сокращение излишних требований и согласований. В итоге сроки инвестиционно-строительного цикла к 2030 году должны сократиться на 30% по сравнению с показателями 2019 года, а количество предоставляемых документов, сведений и согласований уменьшиться вдвое.

«Всё это позволит снизить нагрузку на бизнес, упростить взаимодействие компаний с органами власти. И в целом повысить эффективность строительства жилых домов, транспортной и социальной инфраструктуры», – подчеркнул Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства.

Всего к 2030 году жилой фонд России должен быть обновлён более чем на 20%, а уровень обеспеченности жильём должен вырасти с 27,8 кв. м на человека до 33,3 кв. м. В сфере жилищно-коммунального хозяйства особое внимание в стратегии уделено развитию инфраструктуры. Так, к 2030 году доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников, должна увеличиться с нынешних 86,5% до 99%. Такого результата можно добиться за счёт строительства новых водопроводных сетей в сельской местности.

Помимо этого, стратегия ставит задачу стимулирования внутреннего спроса на сжиженный природный газ – он сможет обеспечить энергетическую безопасность территорий, отдалённых от магистральных газовых сетей и до сих пор использующих в качестве топлива мазут и уголь. Комментируя стратегию, вице-премьер Марат Хуснуллин назвал ее первым подобным стратегическим документом в сфере строительства. Цель Стратегии – совместить воедино задачи по строительству, указанные в других стратегических документах, обеспечив опережающее инфраструктурное развитие и создание комфортных условий для жизни граждан страны.

«Долгосрочное планирование в строительной сфере – это одна из наиболее эффективных мер поддержки и смежных отраслей. Производители будут понимать, что, когда и в каком объёме потребуется стройке», – добавил вице-премьер.

-2

В документе охвачены все спектры строительства, при этом ключевым аспектом является его человекоориентированность. «Инфраструктура для человека – это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений», – сказал Марат Хуснуллин.

Стратегия предусматривает два сценария: базовый и рисковый. Вице-премьер подчеркнул, что, несмотря на большое количество рисков, связанных с внешними ограничениями и иными факторами, будут приложены максимальные усилия для реализации именно базового сценария.

«В этом году показатели, предусмотренные национальными проектами и указами Президента по вводу жилья и ремонту дорог, будут, безусловно, выполнены. Мы видим это по сегодняшней динамике. Также хочу отметить, что вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в ВВП страны вместе со смежными отраслями по итогам прошлого года составил 11%. Это 14,4 трлн рублей. В этой сфере занято 11 миллионов человек. Строительная отрасль взаимоувязана со многими другими отраслями экономики», – отметил он.

Стратегия включает в себя семь основных направлений. Первое направление – это новая градостроительная политика. Она направлена на сбалансированное инфраструктурное развитие и раскрытие потенциала регионов. Предстоит определить точки роста, обеспечить связанность территорий и выстроить единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику в регионах, предусмотрев гибкое управление как градостроительным развитием населённых пунктов, так и развитием в целом.

В сфере жилищного строительства стоит задача обеспечить доступность жилья не менее чем для двух третей граждан и для этого построить 1 млрд кв. м жилья к 2030 году. В стратегии также предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот новых земельных участков, обеспечению необходимой инфраструктурой территорий под жилищное строительство, развитию механизмов комплексной застройке территорий и индивидуального жилищного строительства.

Особая роль отводится развитию рынка ипотеки, в том числе рынку программ с государственным участием. Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок: зафиксировано снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами ипотечных кредитов. Меры для донастройки и стабилизации рынка продолжают приниматься. Одним из ключевых решений стало снижение летом ставки льготной ипотеки до 7%. Говоря об этом, Марат Хуснуллин привел ряд ключевых показателей. Так, прирост ипотечного портфеля составляет 1,294 трлн рублей, и это на 672 млрд меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Выдано 896 тыс. кредитов – на 36% меньше, чем за девять месяцев 2021 года. Объём выдачи – 3,2 трлн, что на 21% меньше, чем за девять месяцев 2021 года.

«Благодаря мерам поддержки Правительства по новому строительству на новостройки выдано 295 тыс. кредитов, это всего лишь на 13% меньше, чем за девять месяцев 2021 года, а объём – 1,5 трлн, и это на 11% больше, чем за девять месяцев 2021 года. Наибольшей популярностью пользуются субсидируемые государством программы, в первую очередь семейная ипотека. Именно она даёт сейчас существенный прирост по количеству выданных кредитов. По сравнению с 2021 годом мы выдали на 57% больше кредитов, это почти 126 тыс. кредитов, а в деньгах – на 586 млрд, и это на 125% больше, чем за девять месяцев 2021 года», – рассказал вице-премьер.

-3

Прозвучало предложение ввести адресные меры поддержки жилищного строительства в регионах, исходя из деления на региональные кластеры в зависимости от структуры спроса и предложения.

«Инфраструктура для человека – это главный приоритет строительной отрасли. Жилищное строительство необходимо взаимно увязывать с обновлением городов, населённых пунктов в целом. Для этого запущена новая программа расселения аварийного и ветхого жилья, реализуется программа формирования комфортной городской среды, предусмотрено совершенствование подходов к капитальному ремонту жилых помещений», – сказал М.Ш. Хуснуллин.

В целях повышения качества услуг ЖКХ, обновления коммунальной инфраструктуры и снижения её аварийности стратегией предусмотрена реализация комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Для обеспечения высоких темпов строительства жилья и инфраструктуры в рамках мероприятий «Нового ритма строительства» планируется сократить не менее чем в два раза к 2030 году количество документов, сведений, материалов и согласований строительства. Это позволит произвести не более 100 действий от выбора земельного участка до начала эксплуатации построенного объекта. Согласно стратегии будет продолжена активная работа по сокращению административных барьеров в строительстве.

Для повышения прозрачности процессов планируется создать единую цифровую среду, отражающую жизненный цикл строительных объектов, а также удобные цифровые сервисы для граждан, бизнеса и государства. В целях реализации масштабных планов по строительству в стратегии предусмотрена взаимная увязка её мероприятий с развитием промышленности стройматериалов и технологий, в том числе формированием заказа на промышленную продукцию.

Главная задача – обеспечить строительную отрасль необходимыми ресурсами, не допускать неконтролируемого роста их стоимости. Будут разработаны меры по поддержке и развитию промышленности стройматериалов, направленные на обеспечение опережающего создания конкурентных технологий и товаров, совместно с Минпромом.

-4

В целях увеличения объёмов строительства объектов современной инфраструктуры и обеспечения долгосрочной адресной программы подготовлена пятилетняя программа по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года. Её основными задачами являются, при наличии необходимого финансирования, увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и сокращение количества незавершённых объектов.

Было отмечено, что продолжится реализация инструментов инфраструктурного меню. Как рассказал Марат Хуснуллин, наиболее востребованными из них оказались инфраструктурные бюджетные кредиты. Ими воспользовались уже 83 субъекта, а сумма распределения составила 1 трлн рублей на более чем 900 объектов. Общая стоимость реализации стратегии до 2030 года, по словам вице-премьера, ориентировочно составляет 150 трлн рублей, основная часть из которых – внебюджетные источники. При этом за тот же период бюджет получит более 30 трлн рублей налогов и иных поступлений.

В завершение выступления Марат Хуснуллин выразил благодарность всем, кто принимал участие в подготовке проекта стратегии. Михаил Мишустин так прокомментировал итоговый стратегический документ: «Стратегия получилась амбициозная и долгосрочная, она позволит в первую очередь расширить горизонт планирования, что нам очень важно, в строительной отрасли – важнейшей отрасли».