Самый трудный день
С вечера было решено, выдвинуться раньше обычного. Встанем в четыре утра, начнем движение в половине шестого, пока песок еще холодный, не слишком вязкий и не обжигает ноги. Дорога с прорывом через пески будет долгой и сложной.
Телефон экрана вспыхнул, ярко осветив палатку. На экране было 3:58, я традиционно проснулся за две минуты до того момента, как сработает будильник. Снаружи было ещё темно. Где-то за каменной грядой едва начинал брезжить рассвет. Лагерь наполнился звуками и мерцанием лучей налобных фонариков. С первыми лучами зари мы закончили завтрак и были готовы к серьезным приключениям. Адольфо, любитель нарушать свое же первое правило – стартовать всем вместе, внезапно, на полном газу взлетел наверх. Мы еще складывали вещи, когда он уже откапывал свой застрявший джип. Это нас повеселило и напомнило о вчерашнем решении тщательно прощупывать траекторию. Выстроившись в очередь на штурм, мы начали взлетать на барханы и далее по протоптанному следу, по команде штурмана двигаться вперед.
Первым протоптал дорогу Дима, примерился и с первой попытки выскочил на тропу, а после уже остановился на заранее разведанном месте. Впереди в нескольких десятках метров продолжал раскапывать свою машину Адольфо. Он поленился сделать разведку и почти сразу после старта провалился в мягкий песок. Достаточно было бы взять пару метров левее и всё получилось бы гораздо лучше.
Дальше езда получилась интересной и вопреки нашим ожиданиям весьма динамичной. Дима и его экипаж — Женя, Мария, Виталик шли первыми. Сначала проходили пешком маршрут до следующего бархана, вычисляли те места, которых стоило избегать, натаптывали ногами план проезда. После Дима возвращался в машину и на хорошей скорости проходил участок. За ним следовал Сергей, а я замыкал колонну. Итальянец отказался от помощи и продолжал копаться позади.
Особенно тщательно приходилось проходить смычки между дюнами. Где-то нужно было на хорошей скорости спуститься и тут же взлететь на следующую. Местами дорога проходила по узенькому гребешку и малейшая ошибка могла бы привести к опрокидыванию машины. Местами мы разгонялись так, что на спуске внутри всё ухало вниз, а позже на подъеме наоборот вдавливало в кресло. Чем-то это напоминало сноубординг.
Зрелище былоневероятное, я поднял коптер. Передо мной открылась эпичная картина длинного, узкого ущелья, сложенного из осадочных пород и щедро засыпанного золотистым песком. На фоне этого грандиозного творения природы мы были едва различимыми черными точечками, которые карабкались с одной кучки на другую.
От осознания масштаба у меня перехватило дыхание, это была потрясающая картина! Но любоваться было некогда, ребята бодро удалялись, стоило поторопиться. Эх, снова я был ограничен временем полета. Я не мог никому доверить летать на своем дроне и управлять своим авто на этом сложном участке. Поэтому приходилось разрываться и раздавать указания кому и что снимать переносимыми камерами.
Наш проводник слава богу откопался и теперь был в конце колонны. Самым сложным моментом оказался спуск с последней дюны. На фотографии видно, как три машинки застыли неподалеку от крутого обрыва.
Здесь груда песка сужалась и примыкала к скале. Требовалось очень аккуратно пройти левыми колесами по песку, а правыми по камням. Ребята отправились на разведку и стали руками срывать дюну.
Первым вызывался итальянец. Ему на самой легкой машине это было проще, чем остальным. После окончания скалы нужно было вывернуть колеса так, чтобы машина стояла максимально ровно и аккуратно спуститься вниз. Все так и сделали, а вот во мне взыграл кураж.
Я подумал, что могу хорошенько газануть и выписать красивую дугу на склоне на скорости. Но, с первых же метров стало очевидно, что машину сейчас стащит, я быстренько вывернул колеса и дальше песок подо мной просто выплеснулся как вода из лужи. Хорошо, что инерции хватило, и дальше я выехал на твердую поверхность. Дааа… Песок коварен. Но вот все машинки уже спустились с самого сложного участка.
Наконец мы поднимаемся на последний бархан коридора и не веря своему счастью выезжаем в долину. Даже поверить сложно, что мы так быстро справились с таким сложным участком.
-Ребята! Это вообще что? – удивленный Денис вертит странные причудливые камни в руках. Некоторые по своей форме напоминают готовые вазы или куски каменных труб. Скорее всего это псевдоморфозы – древние растения, в которых произошло замещение растительной структуры минералами с сохранением внешних форм.
Это поразительные вещи, они настолько необычны, что мы решаем прихватить парочку с собой. Пока не знаем, как мы повезем дальше, но удержаться невозможно. Очень похоже что это был какой-то гигантский бамбук, с толстым, полым стволом. На другой форме видно, что несколько таких бамбуковых стволов срослось вместе. Сколько тысяч, а то и миллионов лет назад это случилось? Ждали же эти необычные вещи своего часа. Две из них мы довезем до самого дома.
Вновь пески чередуются с каменными плато.
Если по песку можно ехать, легко видя следы впереди идущих авто, то с каменными участками гораздо сложнее. Достаточно отвлечься на минутку, как тут же ты видишь переднюю машину в доброй сотне метров. А, как она туда проехала тебе предстоит догадаться самому.
С высоты птичьего полета наши машинка как маленькие букашечки карабкаются сквозь камни и пески.
Обидней всего становится, когда мы преодолеваем сложный участок, спускаемся через узкие расщелины, задеваем порогами камни, а в конце Адольфо берет и разворачивается.
Этот маршрут оказался тупиковым. Так проходит час за часом, солнце уже в зените и нещадно жжёт все вокруг. Делаем остановку на обед среди каменных отложений. С трудом натягиваем кусок тряпки, чтобы образовать хоть какую-то тень. С десяти утра на термометре +50, и эта цифра не изменится до самого вечера. Пытаемся хоть как-то уместиться под немного выпирающей скалой. Но здесь нагрето все и ты не знаешь куда же тебе деться от этой всепроникающей жары.
Едва мы заканчиваем обед, Адольфо кидается в машину и молча уезжает, лавируя между скалами. На улице оставаться дальше не хочется, внутри машины почти такое же пекло, в стоячем состоянии кондиционеры тут бессильны. Проходит полчаса, всех начинает мутить.
-Адольфо, Адольфо! Ты где?, — пытаюсь я вызвать ведущую машину по рации. В ответ тишина. Может быть на улице лучше? Беру зонтик, купленный когда-то в дождливом Лаосе и поднимаюсь на каменную гряду. Вокруг меня настоящий ад. В воздухе висит неведомая опасность, как на минном поле. Обычно в фильмах показывают измученного жарой человека, у которого перед глазами все вертится, крутится, появляются миражи, и он медленно умирает. Со всех сторон на меня смотрят блеклые выцветшие камни. Чувствую, как от них веет угрозой и смертью…
Но мне нужно посмотреть, где же Адольфо, может быть я его так смогу увидеть. С трудом карабкаюсь по раскаленным скалам. Всматриваюсь в даль. Но ничего похожего на белую «тойоту» увидеть не могу. Отвожу усталые слезящиеся глаза и …не вижу наших машин. Меня охватывает паника, что будет, если я их сейчас не найду? В такой жаре с трудом дотянешь до вечера, а завтра точно помрешь. Но машины находятся совсем рядом, это просто бред от перегрева. С этим что-то надо делать. В этот самый момент я делаю такую фотку, чтобы передать моё состояние.
Вытаскиваю из кунга опрыскиватель, надеваю майку и начинаю себя поливать горячей водой. Даже малейшее движение воздуха в мокрой одежде приносит облегчение. Паника отступает, я вновь начинаю мыслить разумно. «Адольфо уехал на разведку, нам нужно просто его дождаться. У нас всегда есть возможность попробовать вернуться назад.»
Экипажи уже на грани срыва. Они жарятся в машинах, и никак не могут понять, когда же это закончится. Я продолжаю вызывать по рации Адольфо. Ведь он толком ничего не объяснил! Что за характер! Команда готова взорваться. Ещё через полчаса, я наконец ловлю первый ответ:
-Алексей, скоро буду. Еще немного подождите, я же ищу дорогу.
Через четверть часа наконец-то он с нами. Шумно выдыхаем и трогаемся за ним. С трудом удерживаю экипажи от жесткой вендетты. Сейчас точно не время заниматься разборками. Об этой ситуации поговорим вечером.
Петляем между каменных плато, скал и песчаных дюн. Тяжелей всего конечно там, где много камней. Один раз мы едва не теряемся. В какой-то момент сначала Дима, а потом я налетаем на камни. Какое-то время тратим на то, чтобы с них слезть. После камней ориентируемся по следам проводника и Сергея, которые уехали вперед. Мы едем строго по отпечатку протектора на песке. И вот, в определенный момент эти следы заканчиваются. Здесь машины развернулись и поехали назад по своим же следам. Мы стоим сбитые с толку пытаемся понять. Что же нам делать? На помощь приходит радиосвязь.
-Лёш, мы там в одном месте развернулись, потом проехали по своим следам обратно пару сотен метров и там ушли строго направо, на три часа, — вещает динамик.
С трудом находим то место, где первые две машины повернули. Едем по их следам. Но на навигаторе вырисовывается странная картина: мы возвращаемся обратно! В общей сложности параллельным путем мы возвращаемся на шесть километров назад.
Иначе нельзя, потому как этот путь оказался тупиковым. Снова каменные поля, мы забираем все дальше и дальше в объезд от намеченного утром направления. Пока перспективы просматриваются очень плохо. Любой следующий коридор может также оказаться тупиковым. Проходит еще пару часов, совсем скоро вечер.
В голове шум, глаза слезятся, на улице продолжает стоять жуткая жара.
-Ребята урааа! Гавно! Мы видим гавно! Здесь много верблюжьего дерьма, а это значит где-то рядом поселок!, — ликует рация. Мы спасены!
Внутреннее напряжение спадает. Слава богу мы выехали. Еще немного протискиваемся между скал и выезжаем в следующую долину. На горизонте виден оазис с соломенными домиками. Неужели тут есть вода! Такую же радость испытывали караваны верблюдов добираясь после многодневного пути до оазиса. Мы не караван, но радость внутри каждого из нас разливается по всему телу.
На краю деревни есть вода. Около пальмы две небольших лужицы, глубиной примерно по колено. Одна почище, другая погрязнее.
-Из этой мы пьем, а из этой мы моемся, — рассказывает нам абориген, указывая на две лужи. В той, что для пития на дне зеленые водоросли. Из нее мы черпаем воду ведерком и поливаем друг друга. После нечеловеческой жары мы просто остановиться не можем. Это какая-то водная эйфория! Я выливаю на себя одно, второе, третье ведро. Надеваю майку и теперь обливаюсь в одежде, чтобы сохранить хоть на какое-то время драгоценную влагу.
Пока происходит водная вакханалия, я наблюдаю за одним из местных. Одет он в светло-голубую традиционную одежду, на голове белый тюрбан. Что это он такое странное делает? Присмотревшись, понимаю, что он намыливает и стирает свою одежду прямо на себе, не снимая! Выглядит это так, как будто человек решил сходить в душ, но забыл раздеться.
Деревня оказывается совсем небольшой. На всех доступных нам картах мы не смогли обнаружить какую-нибудь информацию. Осталось посмотреть на картах генштаба. Но это настоящая дичь, потому что селение находится очень далеко от любой приличной цивилизации. Глухомань глухая. Связь тут нет, электричества, разумеется, тоже. Только местами генераторы. В конце поселка есть колодец, где с разрешения старейшины мы набираем воду.
Глава деревни слушает наш рассказ (ему переводит Али), и качает головой. Оказывается, по нашему маршруту несколько лет назад решили проехать трое местных на машине. Они пропали, ни машину, ни смельчаков так и не нашли. Собственно это и не удивительно. Барханы передвигаются, и за несколько дней могу похоронить и машину и людей. С тех пор той дорогой больше никто не пробует ездить.
Топлива на продажу в этой деревне нет. Жители машут рукой, предлагая поспрашивать в следующем селе.
Долгий, трудный день закончился. Делаем стоянку на окраине села под пальмами. Хочется просто расслабиться, ведь денек был очень непростым.
Рывок дальше
Что-то навязчиво касается моего лица. На губах песок. С трудом я разлепил глаза и взглянул на часы. Три часа ночи. Палатку нещадно гнёт и ломает, на улице стоит ураганный ветер, принося в палатку потоки песка. Пока мы лежим в палатке, опасности того, что её унесет нет. Но всё то, что осталось без надлежащего крепления уже наверняка улетело. Я накрыл полотенцем лицо, чтобы защитить от песка, укрылся посильнее и постарался снова уснуть.
Рассвело. Ветер не унимался, гнул пальмы, ломал палатки, поднимал облака песка и валил нас с ног. Пришлось завтракать в машинах и собирать аккуратно вещи, чтобы их не унесло.
По словам Адольфо сегодня мы поедем по дороге до следующей деревни, откуда будет поворот на Эми Кусси.
Но уроженец Апеннин ошибся. Как только деревня исчезла из виду, перед нами вновь предстала Сахара во всей её красе. Пески, потом камни, потом снова пески. И ничего похожего на дорогу. С утра мы немного подкачали колеса, ведь сегодня ожидалась дорога. Но увидев происходящее, махнули рукой и снова спустили до привычных 1.6 атмосфер. Совсем скоро обнаружилось, что сделали мы это совершенно зря. Сегодня камни были большие, острые, агрессивные, готовые в любой момент порезать нашу резину. Ругнувшись, снова начали качать колеса. На жаре компрессор делал это нехотя, постоянно перегревался. Выходить без очков вообще не стоило, песок мгновенно залеплял глаза. Приключения продолжались.
С самого утра начала троить Серегина машина. Точно также, как у Димы. Это было совсем не хорошо. Очевидно, что проблема в топливе. Машины потеряли 20-25% тяги, но продолжали ехать. Через несколько часов мы въехали в следующую деревню. Ветер продолжал мести с прежней силой, поэтому выходить из машины даже не хотелось. Каждое открывание дверей, приносило свежую порцию песка в салон.
-Алексей, — ожила рация, — в этой деревне нам тоже не могу продать топливо. Едем дальше.
Мы продолжали пробираться по песчано-каменному маршруту. В следующей деревне топлива тоже не оказалось. Правда, был колодец, из которого мы пополнили запасы воды. Нужно было принять решение, куда мы поворачиваем: на север к Эми Кусси, куда день хода или на юг в сторону Файя Ларджо.
-Нам понадобится не менее 150 литров топлива на каждую машину.
— У нас столько нет, Адольфо. 80-90, максимум 100 с учетом всех запасов. Мы же рассчитывали на дозаправку здесь.
-Да, обычно тут есть топливо. Но, ни в этот раз. Что-то случилось с поставками из Ливии.
-Понятно, с учетом того, что нам не на чем ехать, да и две машины на ладан дышат, предлагаю направиться в сторону Файи.
Да, конечно же, у нас была условная цель – подножье потухшего вулкана Эми Куси. Но, исходя из текущей ситуации, принимаем решение повернуть на юг. Цель была весьма условная, потому как до вулкана от подножья очень и очень далеко. Чтобы увидеть потухший давно кратер, нужна была бы еще недельная поездка на верблюдах. Значит, едем в Файю, там будем чиниться.
На Файю
Айн Галака обозначена на карте путешествий Гюстава Нахтигаля. Это оазис, где есть пальмы, высокая трава и даже небольшой ручеёк. Для Сахары это редкость.
Для нас большая радость, мы чувствуем, что покинули песочный плен и вот вот выберемся из Сахары. Отсюда до Файи буквально день хода. Но Серегина машина работает все хуже и с утра уже не хочет, как обычно быстро заводиться. Тут возникает Адольфо и протягивает нам …”Axe effect” -мужской антиперспирант. Оказывается, если в момент старта брызнуть из баллончика в воздушный фильтр, то это поможет завести авто. Пробуем. Народное средство работает!
Дальнейшая дорога лежит среди дюн. Через полчаса Hilux Зарипова останавливается. Двигатель заводится, но упорно не хочет развивать более 1500 оборотов. Адольфо берет его на буксир и не торопясь тащит вперед.
На улице продолжает мести песчаная метель.
Сегодня дорога видна, но есть одна незадача: иногда наезженный путь уходит под песчаный бархан. Видно, что ездили здесь не так давно, но барханы перемещаются с очень приличной скоростью, раз он в состоянии перекрыть наезженную дорогу.
В одном из оазисов ребята пытаются разобраться в причине поломки. Первым делом решено заменить топливные фильтры. Результат обескураживает – у Сереги вообще не заводится машина. После многочисленных бесплодных попыток решено поменяться фильтрами в полном сборе с Димой. Потрясающе! Обе машины работают, мы движемся вперед!
У Димы сегодня лопается один из листов рессоры. Мы его подвязываем веревкой и едем вперед. Добраться бы до цивилизации, а там все починим.
Сложности начинаются там, где барханы серьезно заметают дороги. Адольфо снова отправляется на разведку и исчезает на четверть часа. По карте дорога тут, но по факту она перекрыта песком. Опять глохнет Сергей, теперь его тяну я. Ехать все труднее, в связке мы скачем по песчаным ухабам и это дается очень тяжело. Пора обедать, разворачиваем кухню в тени невысокой пальмы. Диме невтерпеж, и он уносится на разведку. Через полчаса возвращается довольный, он увидел, как этот участок проезжают местные. Я сообщаю об этом Адольфо, и темпераментный итальянец взрывается:
-Тогда пусть Дима вас дальше до Файи и ведет, раз он узнал дорогу!
Отворачивается и демонстративно продолжает есть вяленую баранину.
Дима действительно нашел дорогу, мы выбираемся на нее и уже к вечеру приближаемся к Файя-Ларджо.
Неожиданности в Файя-Ларджо
Откуда-то из кустов выбежал военный и жестом приказал остановиться. Адольфо умчался вперед, нам приходится вызывать его по рации и возвращать. Только у него находился заветный документ, Order de mission, именно эти бумаги являются разрешением для нашего путешествия и должны был быть предъявлены на всех постах контроля.
До прихода французов это поселение называлось просто Фаей. После гибели французского офицера Этьена Ларджо, стало использоваться сдвоенное название. Основную важность этому пункту придавало наличие полноценного аэропорта со взлетной полосой способной принимать приличных размеров самолеты. Как гражданские, так и военные. Для французской армии, имеющей пятитысячный контингент в Чаде — это важный аэропорт подскока.
Городок представляет собой большую деревню, где даже на центральной улице не было ни метра асфальта, зато на развязках дорог красуются неуклюжие подобия стел. Улицы узкие и песчаные, того и гляди застрянешь. Здесь нет строений выше двух этажей, вдоль дороги тянутся однообразные домишки, в которых размещаются магазинчики, конторки, ремонтные мастерские, кафе, кальянные и даже ювелирные лавки.
На рынке, у обочины дороги, мы закупились фруктами, овощами и свежими багетами. Затем поспешили в полицейский участок, пройти традиционную регистрацию.
Сегодня ночуем на территории Красного креста. Судя по всему, кто-то здесь пытался делать туристический бизнес. Во дворе стоит большая цистерна с водой, современный туалет, а рядом помещение, где располагается шесть комнат. Правда, в туалетах нет воды, а в комнатах пол из песка. В розетках нет электричества, а водонапорная бочка пуста, а в пластиковой бочке зияет огромная дыра. Но нас это нисколько не удивило. Это же Африка!
Не торопясь и наслаждаясь относительной цивилизацией, мы установили палатки прямо в центре двора. На завтра план был простой: диагностировать и починить машины. Только после этого ехать дальше. От Файи до Нджамены около 1000 км. пути по впадине Боделе. Подъем назначаем в 6 утра, на час позже обычного!
Что-то пошло не так
-Бах, бах, бах!, — раздалось где-то снаружи. Громкий настойчивый звук повторялся до тех пор, пока кто-то не открыл ворота. На часах половина шестого. Ничего удивительного, здесь встают с восходом солнца и с ним же ложатся.
-Ох, не могли потише стучать… Да и ладно, меня это не касается, — подумал я и вновь погрузился в приятную дремоту. До подъёма оставалось еще добрых полчаса. Но поспать не получилось. Знакомый скрипучий голос вырвал меня из объятий сна:
-Алексей вставай, здесь полиция! Требуют предъявить наши документы.
Да что ж это такое! Вчера же мы специально заезжали в местную полицию, официально регистрировались. Чего же еще нужно? Но гид был непреклонен. Я медленно начал выбираться из палатки, проклиная непрошенных гостей. Протерев глаза, я обмер. Наш лагерь был окружен людьми в военной форме и с оружием в руках.
Продолжение следует…